Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 109

А какова разница между возникновением в
безотносительном смысле и возникновением в относительном смысле, об этом
сказано в сочинениях о природе.




ГЛАВА ВТОРАЯ



Так как сущность как субстрат и как материя общепризнана, а она есть
сущность в возможности, то остается сказать, что такое сущность чувственно
воспринимаемых вещей как действительность. Демокрит, по-видимому, полагал,
что имеется три различия [между вещами], а именно лежащее в основе тело -
материя - [всюду] одно и то же, а различаются вещи либо "строем", т. е.
очертаниями, либо "поворотом", т. е. положением, либо "соприкосновением", т.
е. порядком. Однако различий явно много. Так, некоторые вещи
обозначаются по способу соединения материи (например, одни образуются
через смешение, как медовый напиток, другие - через связь, как пучок
прутьев, или через склеивание, как книга, или через сколачивание гвоздями,
как ящик, или многими другими способами), а некоторые различаются
положением, например порог и притолока (они различаются тем, что лежат
так-то); иные - по времени, например обед и завтрак; иные - направлением,
например ветры; иные же - свойствами чувственно воспринимаемых вещей,
например жесткостью и мягкостью, плотностью и разреженностью, сухостью и
влажностью; и одни различаются некоторыми из этих свойств, а другие - всеми
ими, и вообще одни вещи отличаются избытком, другие - недостатком. Так что
ясно, что и "есть" говорится в стольких же значениях; в самом деле, нечто
есть порог потому, что оно лежит таким-то образом, и быть- значит здесь
лежать таким-то образом, и точно так же быть льдом - значит быть таким-то
образом застывшим. А у некоторых вещей бытие будет определено всеми этими
различиями, так как они отчасти смешаны, отчасти слиты, отчасти связаны,
отчасти в застывшем состоянии, а отчасти имеют другие различия, как,
например, рука или нога. Таким образом, следует найти [основные] роды
различий (ибо они будут началами бытия), например: различие между большей и
меньшей степенью, или между уплотненным и разреженным и тому подобным - все
это есть избыток или недостаток. Если же что-нибудь различается очертанием,
или гладкостью, или шероховатостью, то все это сводится к различию между
прямым и кривым. А в других случаях бытие будет состоять в смешении, небытие
- в противоположном.

Таким образом, отсюда очевидно, что если сущность есть причина бытия
каждой вещи, то среди этих различий надлежит искать, что составляет причину
бытия каждой из этих вещей. Правда, не одно из таких различий не есть
сущность, даже если оно соединено [с материей]; тем не менее в каждом из них
есть нечто сходное с сущностью. И так же как то в сущностях, что сказывается
о материи, есть само осуществление, так скорее всего обстоит дело и с
другими определениями. Например, если надо дать определение порога, мы
скажем, что это дерево или камень, который лежит таким-то образом; так же и
про дом - что это кирпичи и бревна, лежащие таким-то образом (а в некоторых
случаях, кроме того, указывается и цель); если дать определение льда, то
скажем, это лед - это затвердевшая или застывшая таким-то образом вода, а
созвучие - это такое-то смешение высокого и низкого тонов; и таким же
образом обстоит дело и с другими вещами.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz