Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 193


А что единое означает меру, это очевидно. И в каждом случае субстрат -
особый, например: у гармонии - четверть тона, у [пространственной] величины
- дактиль или стопа или что-то в этом роде, в стихотворных размерах - стопа
или слог; точно так же у тяжести - определенный вес; и у всего - таким же
образом: у качества - нечто обладающее качеством, у количества - нечто
количественное; и мера неделима, в одних случаях по виду, в других - для
чувственного восприятия, так что единое само по себе не сущность чего-либо.
И это вполне обоснованно, ибо единое означает меру некоторого множества, а
число - измеренное множество и меры, взятые много раз (поэтому также
правильно сказать, что единое не есть число: ведь и мера - это не множество
мер, и мера и единое - начало). И мера всегда должна быть присуща как нечто
одно и то же всем предметам [одного вида], например: если мера-лошадь, то
она относится к лошадям, а если мера - человек, она относится к людям. А
если измеряемое человек, лошадь и бог, то мерой будет, пожалуй, живое
существо, и число их будет числом живых существ. Если же измеряемое -
человек, бледное и идущее, то меньше всего можно говорить здесь об их числе,
потому что бледное и идущее присущи одному и тому же, притом одному по
числу; тем не менее число их будет числом родов или числом каких-нибудь
других подобных обозначений .

А те, кто рассматривает неравное как нечто единое и признает двоицу
чем-то неопределенным, состоящим из большого и малого, слишком далеко
отходят в своих высказываниях от правдоподобного и возможного. Ведь это
скорее видоизменения и привходящие свойства чисел и величин, нежели их
субстрат (многое и немногое - видоизменения числа, большое и малое -
видоизменения величины), так же как четное и нечетное, гладкое и
шероховатое, прямое и кривое. А к этой ошибке прибавляется еще и то, что
большое и малое и все тому подобное необходимо есть нечто соотнесенное,
между тем из всех категорий соотнесенное меньше всего есть нечто самобытное
или сущность, и оно нечто последующее по сравнению с качеством и
количеством; при этом соотнесенное, как было сказано, есть некоторое
видоизменение количества, но не [его] материя, поскольку и для соотнесенного
вообще, и для его частей и видов материей будет нечто другое . Ибо не
существует ничего большого или малого, многого или немногого, соотнесенного
вообще, что было бы многим или немногим, большим или малым, или
соотнесенным, не будучи чем-то другим. А что соотнесенное есть меньше всего
некоторая сущность и нечто истинно сущее, подтверждается тем, что для него
одного нет ни возникновения, ни уничтожения, ни движения в отличие от того,
как для количества имеется рост и убыль, для качества - превращение, для
пространства - перемещение, для сущности - просто возникновение и
уничтожение. Для соотнесенного же всего этого нет, ибо, и не будучи
приведенным в движение, одно и то же будет иногда больше [другого], иногда
меньше или равно [ему] в зависимости от количественного изменения этого
другого.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz