|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 193 |
А что единое означает меру, это очевидно. И в каждом случае субстрат -
особый, например: у гармонии - четверть тона, у [пространственной] величины
- дактиль или стопа или что-то в этом роде, в стихотворных размерах - стопа
или слог; точно так же у тяжести - определенный вес; и у всего - таким же
образом: у качества - нечто обладающее качеством, у количества - нечто
количественное; и мера неделима, в одних случаях по виду, в других - для
чувственного восприятия, так что единое само по себе не сущность чего-либо.
И это вполне обоснованно, ибо единое означает меру некоторого множества, а
число - измеренное множество и меры, взятые много раз (поэтому также
правильно сказать, что единое не есть число: ведь и мера - это не множество
мер, и мера и единое - начало). И мера всегда должна быть присуща как нечто
одно и то же всем предметам [одного вида], например: если мера-лошадь, то
она относится к лошадям, а если мера - человек, она относится к людям. А
если измеряемое человек, лошадь и бог, то мерой будет, пожалуй, живое
существо, и число их будет числом живых существ. Если же измеряемое -
человек, бледное и идущее, то меньше всего можно говорить здесь об их числе,
потому что бледное и идущее присущи одному и тому же, притом одному по
числу; тем не менее число их будет числом родов или числом каких-нибудь
других подобных обозначений .
А те, кто рассматривает неравное как нечто единое и признает двоицу
чем-то неопределенным, состоящим из большого и малого, слишком далеко
отходят в своих высказываниях от правдоподобного и возможного. Ведь это
скорее видоизменения и привходящие свойства чисел и величин, нежели их
субстрат (многое и немногое - видоизменения числа, большое и малое -
видоизменения величины), так же как четное и нечетное, гладкое и
шероховатое, прямое и кривое. А к этой ошибке прибавляется еще и то, что
большое и малое и все тому подобное необходимо есть нечто соотнесенное,
между тем из всех категорий соотнесенное меньше всего есть нечто самобытное
или сущность, и оно нечто последующее по сравнению с качеством и
количеством; при этом соотнесенное, как было сказано, есть некоторое
видоизменение количества, но не [его] материя, поскольку и для соотнесенного
вообще, и для его частей и видов материей будет нечто другое . Ибо не
существует ничего большого или малого, многого или немногого, соотнесенного
вообще, что было бы многим или немногим, большим или малым, или
соотнесенным, не будучи чем-то другим. А что соотнесенное есть меньше всего
некоторая сущность и нечто истинно сущее, подтверждается тем, что для него
одного нет ни возникновения, ни уничтожения, ни движения в отличие от того,
как для количества имеется рост и убыль, для качества - превращение, для
пространства - перемещение, для сущности - просто возникновение и
уничтожение. Для соотнесенного же всего этого нет, ибо, и не будучи
приведенным в движение, одно и то же будет иногда больше [другого], иногда
меньше или равно [ему] в зависимости от количественного изменения этого
другого.
|
|