Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 68

Невозможно то, противоположное чему необходимым образом истинно
(например, невозможно, чтобы диагональ была соизмеримой, потому что такое
утверждение ложно, и противоположное ему не просто истинно, но и необходимо,
чтобы диагональ была несоизмеримой; таким образом, что она соизмерима - это
не просто ложно, но и необходимым образом ложно). А противоположное
невозможному-возможное - имеется, когда не необходимо, чтобы противоположное
[возможному] было ложным; например, сидеть для человека возможно, ибо не
сидеть не есть необходимым образом ложное. Итак, возможное в одном смысле,
как было сказано, означает то, что не необходимым образом ложно, в другом -
то, что истинно, в третьем - то, что может быть истинным. В геометрии тем же
словом dynamis обозначают степень. Указанные здесь значения возможного не
имеют отношения к значениям способности; но все значения, имеющие отношение
к способности, относятся к ее первичному смыслу, а это есть начало изменения
вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она иное; все остальное
называется способным в одних случаях потому, что нечто другое имеет по
отношению к нему такую способность, в других случаях потому, что оно ее не
имеет, а в иных случаях потому, что имеет ее в определенной мере. То же
можно сказать и о неспособном.

Итак, основное определение способности в ее первичном смысле будет
такое: она начало изменения вещи, находящееся в ином или в ней самой,
поскольку она иное.



ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ



Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из
которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и
определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а
величина-если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности
делимо на части не непрерывные, величиной - на части непрерывные; а из
величин непрерывная в одном направлении есть длина, непрерывная в двух
направлениях-ширина, непрерывная в трех направлениях - глубина. Из всех этих
количеств ограниченное множество есть число, ограниченная длина-линия,
ограниченная ширина - плоскость, ограниченная глубина - тело.

Далее, одни вещи называются количеством самим по себе, другие - как
привходящее (например, линия есть некоторое количество само по себе, а
образованное - как привходящее). Из тех вещей, которые суть количество само
по себе, одни таковы как сущности (например, линия есть некоторое
количество, ибо в определении, обозначающем, что такое линия, содержится
"некоторого рода количество"), другие суть свойства и состояния такого рода
сущности (например, многое и немногое, длинное и короткое, широкое и узкое,
высокое и низкое, тяжелое и легкое и остальное тому подобное). Точно так же
большое и малое большее и меньшее, если говорить о них самих по себе или в
их отношении друг к другу, суть свойства количества сами по себе; однако эти
наименования дают и другим вещам.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz