|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 68 |
Невозможно то, противоположное чему необходимым образом истинно
(например, невозможно, чтобы диагональ была соизмеримой, потому что такое
утверждение ложно, и противоположное ему не просто истинно, но и необходимо,
чтобы диагональ была несоизмеримой; таким образом, что она соизмерима - это
не просто ложно, но и необходимым образом ложно). А противоположное
невозможному-возможное - имеется, когда не необходимо, чтобы противоположное
[возможному] было ложным; например, сидеть для человека возможно, ибо не
сидеть не есть необходимым образом ложное. Итак, возможное в одном смысле,
как было сказано, означает то, что не необходимым образом ложно, в другом -
то, что истинно, в третьем - то, что может быть истинным. В геометрии тем же
словом dynamis обозначают степень. Указанные здесь значения возможного не
имеют отношения к значениям способности; но все значения, имеющие отношение
к способности, относятся к ее первичному смыслу, а это есть начало изменения
вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она иное; все остальное
называется способным в одних случаях потому, что нечто другое имеет по
отношению к нему такую способность, в других случаях потому, что оно ее не
имеет, а в иных случаях потому, что имеет ее в определенной мере. То же
можно сказать и о неспособном.
Итак, основное определение способности в ее первичном смысле будет
такое: она начало изменения вещи, находящееся в ином или в ней самой,
поскольку она иное.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из
которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и
определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а
величина-если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности
делимо на части не непрерывные, величиной - на части непрерывные; а из
величин непрерывная в одном направлении есть длина, непрерывная в двух
направлениях-ширина, непрерывная в трех направлениях - глубина. Из всех этих
количеств ограниченное множество есть число, ограниченная длина-линия,
ограниченная ширина - плоскость, ограниченная глубина - тело.
Далее, одни вещи называются количеством самим по себе, другие - как
привходящее (например, линия есть некоторое количество само по себе, а
образованное - как привходящее). Из тех вещей, которые суть количество само
по себе, одни таковы как сущности (например, линия есть некоторое
количество, ибо в определении, обозначающем, что такое линия, содержится
"некоторого рода количество"), другие суть свойства и состояния такого рода
сущности (например, многое и немногое, длинное и короткое, широкое и узкое,
высокое и низкое, тяжелое и легкое и остальное тому подобное). Точно так же
большое и малое большее и меньшее, если говорить о них самих по себе или в
их отношении друг к другу, суть свойства количества сами по себе; однако эти
наименования дают и другим вещам.
|
|