|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 154 |
А если целое
имеет неодинаковые части, то неодинаковы и их места, и, во-первых, тело
целого не будет единым, разве только через соприкосновение [своих частей];
во-вторых, части этого тела будут или ограниченны, или беспредельны по виду.
Ограниченными они не могут быть (иначе одни из них будут беспредельны,
например огонь или вода, другие нет, раз целое беспредельно, а такой
[беспредельный элемент] был бы гибелью для противоположных [элементов]);
если же части - беспредельные и простые [по виду], то беспредельными будут и
места и элементы; но если это невозможно и места ограниченны [по числу]
[11], то и целому необходимо быть ограниченным.
А вообще невозможно, чтобы существовало беспредельное тело и [в то же
время определенное] место для тел, если всякое чувственно воспринимаемое
тело [12] имеет либо тяжесть, либо легкость: такое тело неслось бы или к
середине, или вверх, а между тем невозможно, чтобы беспредельное - или все
оно, или его половина - испытало какое-нибудь из этих двух движений. Как ты
его поделишь? И как у беспредельного может оказаться одно вверху, другое
внизу или с краю и посередине? Далее, всякое чувственно воспринимаемое тело
находится в каком-то месте, и таких видов места - шесть [13], между тем
невозможно, чтобы они имелись в беспредельном теле. - И вообще если не может
быть беспредельного места, то не может быть и беспредельного тела: то, что
занимает место, находится где-то, а это означает или вверху, или внизу, или
какое-нибудь из других направлений, и каждое из них есть некоторый предел.
Впрочем, беспредельное применительно к величине, движению и времени но
одно и то же в смысле единой природы, а последующее обозначается [как
беспредельное] через отношение к предшествующему, например движение через
отношение к величине движения или изменения или роста, а время - в
зависимости от движения.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Из того, что изменяется, одно изменяется привходящим образом, как,
например, образованный гуляет, а о чем-то другом без оговорок утверждают,
что оно изменяется, поскольку что-то в нем изменяется,- таково, например,
все, что изменяется в своих частях (тело выздоравливает, потому что
выздоравливает глаз); имеется также нечто движущееся само по себе,
изначально, и таково само по себе движимое. Подобным же образом обстоит дело
и с движущим; а именно: оно движет или привходящим образом, или какой-то
своей частью, или само по себе. Существует также нечто, что первым приводит
в движение; есть и то, что приводится в движение, далее - время, в которое
оно движется, то, из чего, и то, к чему оно движется. Формы же, состояния и
место, к которым движется то, что приводится в движение, неподвижны,
например знание и теплота: не теплота есть движение, а нагревание. Изменение
не привходящее бывает не у всякого, а у противоположностей, у промежуточного
между ними и у противоречащего одно другому.
|
|