Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 131



Равным образом необходимо правильны и другие определения
противоположного, а именно: законченное различие есть наибольшее различие,
ибо за пределами такого различия ничего нельзя найти у вещей, различающихся
по роду или по виду (ведь было показано, что между чем-то и вещами,
находящимися вне [его] рода, нет "различия", а между вещами, принадлежащими
к одному роду, законченное различие - наибольшее) ; вещи, больше всего
различающиеся внутри одного и того же рода, противоположны (ибо законченное
различие - наибольшее между ними); противоположны также вещи, больше всего
различающиеся между собой в том, что может быть их носителем (ведь у
противоположностей материя одна и та же); наконец, из тех вещей, которые
подпадают под одну и ту же способность, больше всего различающиеся между
собой противоположны (ведь и наука об одном роде вещей - одна) , и
законченное различие между ними - наибольшее.

А первичная противоположность - это обладание и лишенность, но не
всякая лишенность (ведь о лишенности говорится в различных смыслах), а
законченная. Все же остальные противоположности будут называться так
сообразно с этими первичными противоположностями; одни потому, что имеют их,
другие потому, что порождают или способны порождать их, третьи потому, что
приобретают или утрачивают эти или другие противоположности. Если же виды
противолежания - это противоречие, лишенность, противоположность и
отношение, и первое из них - противоречие и у противоречия нет ничего
промежуточного, тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что
противоречие и противоположность не одно и то же. Что же касается
лишенности, то она есть некоторого рода противоречие: ведь обозначают как
лишенное то, что чего-то лишено либо вообще, либо в некотором отношении, или
то, что вообще не в состоянии обладать чем-то, или то, что, будучи по
природе способным иметь его, его не имеет (мы говорим здесь о лишенности уже
в различных значениях, как это разобрано у нас в другом месте [1]); так что
лишенность - это некоторого рода противоречие, иначе говоря, неспособность,
точно определенная или взятая вместе с ее носителем. Поэтому у противоречия
нет ничего промежуточного, но у лишенности в каких-то случаях оно бывает:
все или есть равное, или не есть равное, но не все есть или равное, или
неравное, разве только то, что может быть носителем равенства. Так вот, если
разного рода возникновение для материи происходит из противоположного и
исходным служит либо форма и обладание формой, либо некоторая лишенность
формы, или образа, то ясно, что всякое противоположение есть некоторого рода
лишенность, но вряд ли всякая лишенность есть противоположение (и это
потому, что вещь, лишенная чего-то, может быть лишена его не одинаковым
образом): ведь противоположно [только] то, от чего изменения исходят как от
крайнего.

А это очевидно также из наведения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz