|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 12 |
Вот как Платон объяснял себе предмет нашего исследования. Из сказанного
ясно, что он рассматривал только две причины: причину сути вещи и
материальную причину (ибо для всего остального Эйдосы - причина сути его, а
для Эйдосов такая причина - единое); а относительно того, что такое лежащая
в основе материя, о которой как материи чувственно воспринимаемых вещей
сказываются Эйдосы, а как материи Эйдосов - единое, Платон утверждал, что
она есть двоица - большое и малое. Кроме того, он объявил эти элементы
причиной блага и зла, один-причиной блага, другой - причиной зла, а ее, как
мы сказали, искали и некоторые из более ранних философов, например Эмпедокл
и Анаксагор.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Мы лишь вкратце и в общих чертах разобрали, кто и как высказался
относительно начал и истины; но во всяком случае мы можем на основании этого
заключить, что из говоривших о начале и причине ни кто не назвал таких
начал, которые не были уже рассмотренны в нашем сочинении о природе, а все -
это очевидно - так или иначе касаются, хотя и неясно, этих начал. В самом
деле, одни говорят о начале как материи, все равно, принимают ли они одно
начало или больше одного и признают ли они это начало телом или бестелесным;
так, например, Платон говорит с большом и малом, италийцы - о беспредельном,
Эмпедокл - об огне, земле, воде и воздухе, Анаксагор - о беспредельном
множестве Гомеомерии. Таким образом. все они занимались подобного рода
причиной, а так же те, кто говорил о воздухе, или огне, или воде, или о
начале, которое плотнее огня, но разреженнее воздуха; ведь утверждали же
некоторые, что первооснова именно такого рода.
Они касались только этой причины; а некоторые другие - той, откуда
начало движения, как, например, те, кто объявляет началом дружбу и вражду,
или ум или любовь.
Но суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил; скорее же
всего говорят о них те, кто признает Эйдосы, ибо Эйдосы для чувственно
воспринимаемых вещей и единое для Эйдосов они не принимают ни за материю, ни
за то, откуда начало движения (ведь они утверждают, что Эйдосы - это скорее
причина неподвижности и пребывания в покое), а Эйдосы для каждой из прочих
вещей и единое для Эйдосов они указывают как суть их бытия.
Однако то, ради чего совершаются поступки и происходят изменения и
движения, они некоторым образом обозначают как причины, но не в этом смысле,
т. е. не так, как это естественно для причины. Ибо те, кто говорит про ум
или дружбу, принимают эти причины за некоторое благо, по не в том смысле,
что ради них существует или возникает что-то из существующего, а в том, что
от них исходят движения. Точно так же и те кто приписывает природу блага
единому или сущему, считают благо причиной сущности, но не утверждают, что
ради него что-то существует или возникает. А поэтому получается, что они
некоторым образом и говорят и не говорят о благе как о причине, ибо они
говорят о нем не как о причине самой по себе, а как о причине привходящей.
|
|