Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 12


Вот как Платон объяснял себе предмет нашего исследования. Из сказанного
ясно, что он рассматривал только две причины: причину сути вещи и
материальную причину (ибо для всего остального Эйдосы - причина сути его, а
для Эйдосов такая причина - единое); а относительно того, что такое лежащая
в основе материя, о которой как материи чувственно воспринимаемых вещей
сказываются Эйдосы, а как материи Эйдосов - единое, Платон утверждал, что
она есть двоица - большое и малое. Кроме того, он объявил эти элементы
причиной блага и зла, один-причиной блага, другой - причиной зла, а ее, как
мы сказали, искали и некоторые из более ранних философов, например Эмпедокл
и Анаксагор.


ГЛАВА СЕДЬМАЯ



Мы лишь вкратце и в общих чертах разобрали, кто и как высказался
относительно начал и истины; но во всяком случае мы можем на основании этого
заключить, что из говоривших о начале и причине ни кто не назвал таких
начал, которые не были уже рассмотренны в нашем сочинении о природе, а все -
это очевидно - так или иначе касаются, хотя и неясно, этих начал. В самом
деле, одни говорят о начале как материи, все равно, принимают ли они одно
начало или больше одного и признают ли они это начало телом или бестелесным;
так, например, Платон говорит с большом и малом, италийцы - о беспредельном,
Эмпедокл - об огне, земле, воде и воздухе, Анаксагор - о беспредельном
множестве Гомеомерии. Таким образом. все они занимались подобного рода
причиной, а так же те, кто говорил о воздухе, или огне, или воде, или о
начале, которое плотнее огня, но разреженнее воздуха; ведь утверждали же
некоторые, что первооснова именно такого рода.
Они касались только этой причины; а некоторые другие - той, откуда
начало движения, как, например, те, кто объявляет началом дружбу и вражду,
или ум или любовь.
Но суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил; скорее же
всего говорят о них те, кто признает Эйдосы, ибо Эйдосы для чувственно
воспринимаемых вещей и единое для Эйдосов они не принимают ни за материю, ни
за то, откуда начало движения (ведь они утверждают, что Эйдосы - это скорее
причина неподвижности и пребывания в покое), а Эйдосы для каждой из прочих
вещей и единое для Эйдосов они указывают как суть их бытия.
Однако то, ради чего совершаются поступки и происходят изменения и
движения, они некоторым образом обозначают как причины, но не в этом смысле,
т. е. не так, как это естественно для причины. Ибо те, кто говорит про ум
или дружбу, принимают эти причины за некоторое благо, по не в том смысле,
что ради них существует или возникает что-то из существующего, а в том, что
от них исходят движения. Точно так же и те кто приписывает природу блага
единому или сущему, считают благо причиной сущности, но не утверждают, что
ради него что-то существует или возникает. А поэтому получается, что они
некоторым образом и говорят и не говорят о благе как о причине, ибо они
говорят о нем не как о причине самой по себе, а как о причине привходящей.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz