Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 128





ГЛАВА ВТОРАЯ



Что же касается сущности и природы единого, то необходимо выяснить, как
обстоит здесь дело, подобно тому как мы при рассмотрении затруднений [1]
разбирали, что такое единое и как его надо понимать, а именно:
есть ли само по себе единое некоторая сущность (как это утверждали
сначала пифагорейцы, а затем Платон) или скорее в его основе лежит некоторое
естество, и о едином надо высказаться более понятно и скорее наподобие тех,
кто рассуждал о природе, из которых один утверждал, что единое - это дружба,
другой - воздух, третий - беспредельное.

Если же ничто общее не может быть сущностью, как об этом сказано в
рассуждениях о сущности и о сущем, и если само сущее не может быть сущностью
в смысле единого помимо множества (ибо оно общее всему), а может быть лишь
тем, что сказывается о чем-то другом, то ясно, что и единое не может быть
сущностью: ведь сущее и единое в большей мере, нежели что бы то ни было
другое, сказываются как общее. Так что и роды не самобытности (physeis) и
сущности, существующие отдельно от других, и единое не может быть родом по
тем же самым причинам, по которым не могут быть родом ни сущее, ни сущность.

Кроме того, во всех [областях бытия] дело [с единым] должно обстоять
одинаково: ведь о едином говорится в стольких же смыслах, что и о сущем;
поэтому, так как когда речь идет о качестве, единое есть что-то определенное
по качеству, и точно так же когда речь идет о количестве, то очевидно, что и
вообще следует выяснять, что такое единое, так же как следует выяснять, что
такое сущее, ибо недостаточно сказать, что именно в этом [2] и состоит его
природа. У цветов единое есть тот или иной цвет, скажем белое, а все
остальные цвета представляются происходящими из него и из черного, причем
черное есть лишение белого, как и тьма - лишение света; так что если бы вещи
были цветами, то они были бы некоторым числом, но числом чего? Очевидно,
цветов, и единое было бы некоторым определенным единым, например белым
цветом. Подобным же образом если бы вещи были напевами, то и они были бы
числом, но числом четвертей тона, однако число не было бы их сущностью; и
единое было бы чем-то, сущностью чего было бы не единое, а четверть тона. И
точно так же в речи сущее было бы числом ее звуков и единое было бы гласным
звуком. А если бы вещи были прямолинейными фигурами, то они были бы числом
фигур и единое было бы треугольником. И то же самое можно сказать и о других
родах [сущего].

Так что если числа и единое имеются и у состояний, и у качеств, и у
количеств, и у движения и во всех этих случаях число сеть число определенных
вещей, а единое есть определенное единое, но сущность его отнюдь не в том,
чтобы быть единым, то и с сущностями дело должно обстоять таким же образом,
ибо со всем дело обстоит одинаково. Таким образом, очевидно, что единое в
каждом роде [сущего] есть нечто определенное и что само по себе единое ни у
какого рода не составляет его природу; и как у цветов искомое само по себе
единое - это один цвет, так и у сущности искомое само по себе единое есть
одна сущность; а что единое некоторым образом означает то же самое, что и
сущее, это ясно из того, что оно сопутствует категориям в стольких же
значениях, что и сущее, и не подчинено [особо] ни одной из них (ни категории
сущности, например, ни категории качества, а относится к ним так же, как
сущее), а также из того, что если вместо "человек" говорят "один человек",
то ничего дополнительного не высказывают (так же и "быть" ничего не значит
помимо сути вещи, ее качества или количества), а быть единым означает быть
чем-то отдельным.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz