|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 129 |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Единое и многое противолежат друг другу различным образом; прежде всего
единое и множество противолежат друг другу как неделимое и делимое, а
именно: разделенное или делимое называют некоторым множеством, а неделимое
или неразделенное - единым. А так как имеется четыре рода противопоставления
[1], а здесь один из двух членов противоположности [2] есть лишенность
другого, то они противоположны друг другу и не обозначаются ни как
противоречащие друг другу, ни как соотнесенные друг с другом. А свое
название и объяснение единое получает от своей противоположности - неделимое
от делимого, потому что множество и делимое в большей мере воспринимается
чувствами, нежели неделимое, так что благодаря чувственному восприятию
множество по определению первее неделимого.
К единому относится, как мы это описали и в "Перечне
противоположностей" [3] тождественное, сходное и равное, к множеству -
разное, несходное и неравное. О тождественном мы говорим в различных
значениях: в одном смысле мы иногда как о тождественном говорим о едином по
числу, затем - когда нечто едино и по определению, и по числу, например: ты
сам с собой одно и по форме, и по материи; и далее - когда обозначение
первичной сущности одно, например, равные прямые линии тождественны, и
равные [4] и равноугольные четырехугольники - тоже, хотя их несколько, но у
них равенство означает единство.
А сходными называются вещи, когда, не будучи во всех отношениях
тождественными и имея различие в своей составной сущности, они одни и те же
по форме, как больший четырехугольник сходен с малым, и неравные прямые
сходны друг с другом, ибо они именно сходны друг с другом, но не во всех
отношениях одни и те же. Далее, вещи называются сходными, когда, имея одну и
ту же форму и будучи в состоянии быть больше и меньше, они не больше и не
меньше. А другие вещи, когда у них одно и то же по виду свойство (например,
белый цвет) бывает [у одной] в значительной степени и [у другой] слабее,
называются сходными, потому что форма у них одна. Наконец, вещи называются
сходными, когда у них больше тождественных свойств, нежели различных, или
вообще, или очевидных; например, олово сходно с серебром, а золото - с
огнем, поскольку оно желтое и красноватое.
А отсюда ясно, что о разном, или инаковом, и о несходном говорится в
различных значениях. И "другое" в одном значении противолежит
"тождественному", а потому каждая вещь по отношению к каждой другой есть
либо то же самое, либо другое; в ином смысле говорят о "другом", когда у них
ни материя не одна, ни определение не одно и то же, поэтому ты и твой сосед
- разное. А третье значение "другого" - то, в каком оно употребляется в
математике [5]. Таким образом, каждая вещь обозначается по отношению к
каждой другой как "разное" или "тождественное" в той мере, в какой о ней
говорится как о едином и сущем, и вот почему: "другое" не есть
противоречащая противоположность "тождественному", поэтому оно (в отличие от
"нетождественного") не сказывается о не-сущем, а сказывается о всем сущем:
ведь всякое сущее и единое есть от природы либо "одно", либо не "одно".
|
|