Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 129






ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Единое и многое противолежат друг другу различным образом; прежде всего
единое и множество противолежат друг другу как неделимое и делимое, а
именно: разделенное или делимое называют некоторым множеством, а неделимое
или неразделенное - единым. А так как имеется четыре рода противопоставления
[1], а здесь один из двух членов противоположности [2] есть лишенность
другого, то они противоположны друг другу и не обозначаются ни как
противоречащие друг другу, ни как соотнесенные друг с другом. А свое
название и объяснение единое получает от своей противоположности - неделимое
от делимого, потому что множество и делимое в большей мере воспринимается
чувствами, нежели неделимое, так что благодаря чувственному восприятию
множество по определению первее неделимого.

К единому относится, как мы это описали и в "Перечне
противоположностей" [3] тождественное, сходное и равное, к множеству -
разное, несходное и неравное. О тождественном мы говорим в различных
значениях: в одном смысле мы иногда как о тождественном говорим о едином по
числу, затем - когда нечто едино и по определению, и по числу, например: ты
сам с собой одно и по форме, и по материи; и далее - когда обозначение
первичной сущности одно, например, равные прямые линии тождественны, и
равные [4] и равноугольные четырехугольники - тоже, хотя их несколько, но у
них равенство означает единство.

А сходными называются вещи, когда, не будучи во всех отношениях
тождественными и имея различие в своей составной сущности, они одни и те же
по форме, как больший четырехугольник сходен с малым, и неравные прямые
сходны друг с другом, ибо они именно сходны друг с другом, но не во всех
отношениях одни и те же. Далее, вещи называются сходными, когда, имея одну и
ту же форму и будучи в состоянии быть больше и меньше, они не больше и не
меньше. А другие вещи, когда у них одно и то же по виду свойство (например,
белый цвет) бывает [у одной] в значительной степени и [у другой] слабее,
называются сходными, потому что форма у них одна. Наконец, вещи называются
сходными, когда у них больше тождественных свойств, нежели различных, или
вообще, или очевидных; например, олово сходно с серебром, а золото - с
огнем, поскольку оно желтое и красноватое.

А отсюда ясно, что о разном, или инаковом, и о несходном говорится в
различных значениях. И "другое" в одном значении противолежит
"тождественному", а потому каждая вещь по отношению к каждой другой есть
либо то же самое, либо другое; в ином смысле говорят о "другом", когда у них
ни материя не одна, ни определение не одно и то же, поэтому ты и твой сосед
- разное. А третье значение "другого" - то, в каком оно употребляется в
математике [5]. Таким образом, каждая вещь обозначается по отношению к
каждой другой как "разное" или "тождественное" в той мере, в какой о ней
говорится как о едином и сущем, и вот почему: "другое" не есть
противоречащая противоположность "тождественному", поэтому оно (в отличие от
"нетождественного") не сказывается о не-сущем, а сказывается о всем сущем:
ведь всякое сущее и единое есть от природы либо "одно", либо не "одно".



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz