|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 115 |
Если же нельзя обладать такими
искусствами, не научившись им когда-то и не усвоив их, и точно так же -
перестать обладать ими, иначе как утратив их когда-то (либо из забывчивости,
либо из-за несчастного случая, либо от продолжительности времени, во всяком
случае не из-за уничтожения предмета - он ведь существует всегда), то может
ли быть, чтобы человек больше не обладал искусством, а затем сразу же начал
строить, каким-то образом приобретя его? И точно так же обстояло бы дело с
неодушевленными предметами: ведь ни одна вещь не будет холодной, или теплой,
или сладкой и вообще чувственно воспринимаемой, если ее не воспринимают
чувствами. И потому им придется соглашаться с учением Протагора. Но и
чувственным восприятием не будет обладать ни одно существо, если оно не
будет воспринимать чувствами и не будет деятельным. Если поэтому слеп тот, у
кого нет зрения, хотя ему от природы свойственно иметь его и именно в то
время, когда это ему свойственно, и, далее, так, [как подобает], то одни и
те же люди будут слепыми по нескольку раз в день и глухими точно так же.
Далее, если неимеющее возможности - это то, что лишено возможности, то
получается, что то, что еще не произошло, не будет иметь возможность
произойти; если же о не имеющем возможности произойти утверждают, что оно
есть или будет, то говорят неправду (ведь именно это означало "не имеющее
возможности"), и, следовательно, такие взгляды отвергают и движение и
возникновение. В самом деле, то, что стоит, всегда будет стоять, и то, что
сидит,- сидеть; раз оно сидит, оно не встанет, ибо невозможно, чтобы встало
то, что не имеет возможности встать. Если поэтому утверждать такое
недопустимо, то ясно, что возможность и действительность - не одно и то же
(между тем приведенные взгляды отождествляют возможность и действительность,
а потому и пытаются опровергнуть нечто немаловажное); так что вполне
допустимо, что нечто хотя и может существовать, однако не существует, и хотя
может и не существовать, однако существует, и точно так же относительно
других родов сущего - то, что может ходить, не ходит, а то, что может не
ходить, ходит. А может то, для чего не будет ничего невозможного в
осуществлении того, для чего, как утверждают, оно имеет возможность. Я
разумею, например, если что-то может сидеть и ему случается сидеть, то, если
оно на самом деле сидит, в этом не будет ничего невозможного. И точно так
же, если что-то способно быть приведенным в движение или приводить в
движение, остановиться или остановить, быть или возникать, не быть или не
возникать.
А имя energeia, связываемое с entelecheia, перешло и на другое больше
всего от движений: ведь за деятельность больше всего принимают движение.
Поэтому-то несуществующему и не приписывают движения, а приписывают ему
другое, например что несуществующее есть мыслимое или желаемое, но не
утверждают, что оно приводимо в движение, и это потому, что иначе оно было
бы в действительности, не будучи в действительности.
|
|