|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 117 |
Ибо каждая способность второго
рода производит лишь одно действие, а первого рода может производить и
противоположные действия, так что [если бы эти способности проявлялись с
необходимостью], то они производили бы в одно и то же время противоположные
действия; но это невозможно. Вот почему решающим должно быть что-то другое,
я имею в виду стремление или собственный выбор. К чему из двух решительно
стремится существо, то оно, когда это представляется возможным, и делает
соответствующим способности образом и приходит в соприкосновение с
претерпевающим. Поэтому всякий раз, когда способное действовать согласно
разуму стремится к тому, способность к чему имеет, и в той мере, в какой оно
способно, оно необходимо делает именно это; а способно оно действовать,
когда претерпевающее налицо и находится в определенном состоянии; иначе оно
действовать не может (а уточнять еще, добавляя "при отсутствии какого-либо
внешнего препятствия", уже нет никакой надобности: ведь речь идет о
способности в том смысле, в каком она способность к действию, а такова она
не во всех случаях, а при определенных условиях, одно из которых -
устранение внешних препятствий: их исключает нечто, содержащееся в
определении [способности]). Поэтому и не может кто-либо совершить в одно и
то же время два [различных] или противоположных действия, если бы даже и
хотел и желал этого: ведь способностью к ним он обладает не таким образом, и
нет способности делать в одно и то же время противоположное одно другому,
ибо то, к чему кто-либо способен, он будет делать так, [а не иначе].
ГЛАВА ШЕСТАЯ
После того как было сказано о способности - той, о которой идет речь
как о связанной с движением, укажем, что такое действительность и какова
она. Ведь если мы разберем это, нам в то же время станет ясно и то, что мы
как о способном говорим не только о том, чему от природы свойственно
приводить в движение другое или быть приведенным в движение другим (будь то
вообще или определенным образом), но и в другом смысле, из-за которого мы и
разобрали указанные раньше значения способности. Итак, действительность -
это существование вещи не в том смысле, в каком мы говорим о сущем в
возможности (а как о сущем в возможности мы говорим, например, об
[изображении] Гермеса, что оно в дереве, и о половинной линии, что она в
целой линии, потому что ее можно отнять, и точно так же и того, кто [в
данное время] не исследует, мы признаем сведущим, если он способен
исследовать), а в смысле осуществления. То, что мы хотим сказать, становится
в отдельных случаях ясным с помощью наведения, и не следует для каждой вещи
искать определения, а надо сразу замечать соответствие, а именно: как
строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к
спящему и видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное
из материи к этой материи, обработанное к необработанному.
|
|