Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 117

Ибо каждая способность второго
рода производит лишь одно действие, а первого рода может производить и
противоположные действия, так что [если бы эти способности проявлялись с
необходимостью], то они производили бы в одно и то же время противоположные
действия; но это невозможно. Вот почему решающим должно быть что-то другое,
я имею в виду стремление или собственный выбор. К чему из двух решительно
стремится существо, то оно, когда это представляется возможным, и делает
соответствующим способности образом и приходит в соприкосновение с
претерпевающим. Поэтому всякий раз, когда способное действовать согласно
разуму стремится к тому, способность к чему имеет, и в той мере, в какой оно
способно, оно необходимо делает именно это; а способно оно действовать,
когда претерпевающее налицо и находится в определенном состоянии; иначе оно
действовать не может (а уточнять еще, добавляя "при отсутствии какого-либо
внешнего препятствия", уже нет никакой надобности: ведь речь идет о
способности в том смысле, в каком она способность к действию, а такова она
не во всех случаях, а при определенных условиях, одно из которых -
устранение внешних препятствий: их исключает нечто, содержащееся в
определении [способности]). Поэтому и не может кто-либо совершить в одно и
то же время два [различных] или противоположных действия, если бы даже и
хотел и желал этого: ведь способностью к ним он обладает не таким образом, и
нет способности делать в одно и то же время противоположное одно другому,
ибо то, к чему кто-либо способен, он будет делать так, [а не иначе].




ГЛАВА ШЕСТАЯ



После того как было сказано о способности - той, о которой идет речь
как о связанной с движением, укажем, что такое действительность и какова
она. Ведь если мы разберем это, нам в то же время станет ясно и то, что мы
как о способном говорим не только о том, чему от природы свойственно
приводить в движение другое или быть приведенным в движение другим (будь то
вообще или определенным образом), но и в другом смысле, из-за которого мы и
разобрали указанные раньше значения способности. Итак, действительность -
это существование вещи не в том смысле, в каком мы говорим о сущем в
возможности (а как о сущем в возможности мы говорим, например, об
[изображении] Гермеса, что оно в дереве, и о половинной линии, что она в
целой линии, потому что ее можно отнять, и точно так же и того, кто [в
данное время] не исследует, мы признаем сведущим, если он способен
исследовать), а в смысле осуществления. То, что мы хотим сказать, становится
в отдельных случаях ясным с помощью наведения, и не следует для каждой вещи
искать определения, а надо сразу замечать соответствие, а именно: как
строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к
спящему и видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное
из материи к этой материи, обработанное к необработанному.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz