|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 87 |
Поэтому сути бытия нет у того,
что не есть вид рода, а имеется только увидав: ведь виды, надо полагать,
обозначаются не как сущие по причастности [другому], не как состояние
[другого] и не как привходящее. Правда, и для всего остального, если оно
имеет имя, будет обозначение, указывающее, что то-то присуще тому-то, или
вместо простого обозначения будет даваться более точное; но это не
определение и не суть бытия вещи.
А может быть, и об определении говорится по-разному, так же как о сути
вещи? Ведь суть вещи в одном смысле означает сущность и определенное нечто,
в другом - каждый из остальных родов сущего: количество, качество и тому
подобное. В самом деле, так же как бытие присуще всему, но не одинаковым
образом, а одному первично, другим вторично, так и суть прямо присуща
сущности, а всему остальному - лишь в некотором отношении: ведь и о качестве
мы можем спросить, "что оно такое?", так что и качество есть некоторого рода
суть, только не в прямом смысле; а так же, как о не-сущем некоторые только
нарицательно (logikos) говорят, что оно есть - не в прямом смысле, а в том
смысле, что оно есть не-сущее, точно так же обстоит дело и с качеством.
Следует, конечно, обращать внимание и на то, как надо выражать свою
мысль о каждом предмете, однако во всяком случае не больше, чем на то, как в
действительности обстоит с ним дело. Поэтому и теперь, раз способ выражения
ясен, скажем, что и суть бытия, так же как суть, присуща первично и прямо
сущности, а затем всему остальному, и это будет суть бытия не в прямом
смысле, а суть бытия такого-то качества или количества. Ибо последнее должно
обозначать как сущее или по одной только общности имени, или через
прибавление или отнятие (в том же смысле, в каком мы и о неизвестном (to me
opiate ton) говорим как об известием); впрочем, правильно было бы обозначать
это не по общности имени и не в одном и том же смысле, а так, как
"врачебное" употребляется в разных случаях, потому что имеет отношение к
одному и тому же, не имея при этом один и тот же смысл, но и не в силу
общности имени: ведь и о врачуемом теле, о врачебной деятельности и
врачебном приборе говорится не по общности имени и не в одном значении, а
потому, что имеет отношение к одному и тому же. Впрочем, безразлично, каким
из этих двух способов хотят выразить свою мысль, однако очевидно, что
определение и суть бытия вещи в первичном и прямом смысле относятся к
сущностям. Правда, они сходным-образом относятся и к остальному, однако не в
первичном смысле. В самом деле, если мы это принимаем, то необходимо, чтобы
определение сути бытия содержало не то же, что дано в любом обозначении, а
лишь то же, что дано в определенном обозначении; а так будет, если это есть
обозначение чего-то единого - единого не в силу непрерывности, как "Илиада",
или связности, а в любом из [основных] значений единого; а единое имеет
столько же значений, сколько и сущее; сущее же означает то определенное
нечто, то некое количество, то некое качество.
|
|