|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 142 |
А если существует, то это будет,
надо полагать, форма, или образ. Так вот, в каких случаях она существует
отдельно и в каких нет, это трудно определить, ибо в некоторых случаях ясно,
что форма не существует отдельно, например у дома.
Далее, будут ли начала одними и теми же по виду или по числу? Если по
числу, то все будет одно и то же.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Так как наука философа исследует сущее как таковое вообще, а не
какую-то часть его, между тем о сущем говорится не в одном, а в различных
значениях, то ясно, что если обще им только имя ["сущее"] и ничего больше,
то сущее не составляет предмет одной науки (ибо одноименное не принадлежит к
одному роду); а если [в различных значениях сущего] есть нечто общее, то
можно было бы сказать, что оно предмет одной науки. По-видимому, о сущем
говорится указанным способом [1]так же, как мы говорим о "врачебном" и
"здоровом"; ведь о том и о другом также говорится в различных значениях.
Каждое из них употребляется в том или ином значении в зависимости от того,
каково отношение в одном случае к врачебному искусству, в другом - к
здоровью, в третьем - к чему-то еще, но в каждом случае - к одному и тому
же. В самом деле, "врачебным" называется и рассуждение и нож, рассуждение -
потому, что оно исходит от врачебного знания, нож - потому, что он для этого
знания полезен. Подобным же образом говорится и о здоровом: одно называется
так потому, что указывает на здоровье, Другое - потому, что способствует
ему. И так же обстоит дело и со всем остальным. Так вот, подобным же образом
говорится и обо всем как о сущем: о чем-то как о сущем говорится каждый раз
потому, что оно или свойство сущего как такового, или устойчивое либо
преходящее состояние сущего, или движение его, или что-то другое в этом
роде. А так как все, что называется сущим, относимо к чему-то одному и
общему [всему], то и каждая из противоположностей будет относима к первичным
различиям и противоположностям сущего, будут ли первичными различиями сущего
множество и единое, или сходство и несходство, или еще какое-нибудь другое;
примем их как уже рассмотренные [2]. И нет никакой разницы, относить ли то,
что называется сущим, к сущему или к единому. Даже если сущее и единое и не
одно и то же, а разное, то они по крайней мере взаимообратимы, ибо то, что
едино, есть некоторым образом и сущее, а сущее - единое.
И так как каждую пару противоположностей должна исследовать одна и та
же наука, а об одной в каждой паре противоположностей сказываются как о
лишенности (хотя в отношении некоторых из них могло бы возникнуть
затруднение, как же о них можно говорить как о лишенности - в отношении тех,
у которых есть нечто промежуточное, например в отношении несправедливого и
справедливого), то во всех подобных случаях лишенность следует полагать не
для всего определения, а для последнего вида; например, если справедливый -
это тот, кто повинуется законам в силу определенного предрасположения,
несправедливый будет не непременно тот, кто лишен всего этого определения, а
тот, кто в чем-то перестает повиноваться законам, и [лишь] в этом смысле
может относительно его идти речь о лишенности; таким же образом дело будет
обстоять и в остальных случаях.
|
|