Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 142

А если существует, то это будет,
надо полагать, форма, или образ. Так вот, в каких случаях она существует
отдельно и в каких нет, это трудно определить, ибо в некоторых случаях ясно,
что форма не существует отдельно, например у дома.

Далее, будут ли начала одними и теми же по виду или по числу? Если по
числу, то все будет одно и то же.




ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Так как наука философа исследует сущее как таковое вообще, а не
какую-то часть его, между тем о сущем говорится не в одном, а в различных
значениях, то ясно, что если обще им только имя ["сущее"] и ничего больше,
то сущее не составляет предмет одной науки (ибо одноименное не принадлежит к
одному роду); а если [в различных значениях сущего] есть нечто общее, то
можно было бы сказать, что оно предмет одной науки. По-видимому, о сущем
говорится указанным способом [1]так же, как мы говорим о "врачебном" и
"здоровом"; ведь о том и о другом также говорится в различных значениях.
Каждое из них употребляется в том или ином значении в зависимости от того,
каково отношение в одном случае к врачебному искусству, в другом - к
здоровью, в третьем - к чему-то еще, но в каждом случае - к одному и тому
же. В самом деле, "врачебным" называется и рассуждение и нож, рассуждение -
потому, что оно исходит от врачебного знания, нож - потому, что он для этого
знания полезен. Подобным же образом говорится и о здоровом: одно называется
так потому, что указывает на здоровье, Другое - потому, что способствует
ему. И так же обстоит дело и со всем остальным. Так вот, подобным же образом
говорится и обо всем как о сущем: о чем-то как о сущем говорится каждый раз
потому, что оно или свойство сущего как такового, или устойчивое либо
преходящее состояние сущего, или движение его, или что-то другое в этом
роде. А так как все, что называется сущим, относимо к чему-то одному и
общему [всему], то и каждая из противоположностей будет относима к первичным
различиям и противоположностям сущего, будут ли первичными различиями сущего
множество и единое, или сходство и несходство, или еще какое-нибудь другое;
примем их как уже рассмотренные [2]. И нет никакой разницы, относить ли то,
что называется сущим, к сущему или к единому. Даже если сущее и единое и не
одно и то же, а разное, то они по крайней мере взаимообратимы, ибо то, что
едино, есть некоторым образом и сущее, а сущее - единое.

И так как каждую пару противоположностей должна исследовать одна и та
же наука, а об одной в каждой паре противоположностей сказываются как о
лишенности (хотя в отношении некоторых из них могло бы возникнуть
затруднение, как же о них можно говорить как о лишенности - в отношении тех,
у которых есть нечто промежуточное, например в отношении несправедливого и
справедливого), то во всех подобных случаях лишенность следует полагать не
для всего определения, а для последнего вида; например, если справедливый -
это тот, кто повинуется законам в силу определенного предрасположения,
несправедливый будет не непременно тот, кто лишен всего этого определения, а
тот, кто в чем-то перестает повиноваться законам, и [лишь] в этом смысле
может относительно его идти речь о лишенности; таким же образом дело будет
обстоять и в остальных случаях.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz