Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 196

Мы же утверждаем, что науки о них имеются, как мы это
сказали раньше. Ясно также, что математические предметы не существуют
отдельно; если бы они существовали отдельно, то их свойства не были бы
присущи телам. Пифагорейцы, стало быть, в этом отношении не заслуживают
упрека; однако так как они из чисел делают природные тела, из неимеющего
тяжести и легкости - имеющее тяжесть и легкость, то кажется, что они говорят
о другом небе и о других телах, а не о чувственно воспринимаемых. А те, кто
признает отдельное существование числа предполагают, что числа существуют, и
притом отдельно (и точно так же геометрические величины), на том основании,
что аксиомы, мол, не приложимы к чувственно воспринимаемым вещам, хотя эти
математические положения истинны и "ласкают душу". Таким образом, ясно, что
учение, противоположное этому , должно утверждать нечто обратное, и тем, кто
так говорит , следует устранить только что указанное затруднение - почему, в
то время как числа вовсе не находятся в чувственно воспринимаемых вещах, их
свойства присущи чувственно воспринимаемым вещам.

Некоторые же , на том основании, что точка есть предел и край линии,
линия - плоскости, плоскость - тела, полагают, что необходимо должны
существовать такого рода сущности. Следует поэтому посмотреть, не слишком ли
слаб этот довод. В самом деле, края не сущности, а скорее пределы (так как
для хождения и вообще для движения имеется какой-то предел, то получается,
что и они должны быть определенным нечто и некоторой сущностью. Но это
нелепо). Не говоря уже о том, что даже если бы они были сущностями, все они
были бы сущностями данных чувственно воспринимаемых вещей (ибо приводимый
довод относился к этим вещам); так на каком основании будут они существовать
отдельно?

Кроме того, относительно всякого числа и математических предметов
человек не слишком уступчивый подделал бы выяснить то обстоятельство, что
здесь нет никакой связи между предшествующим и последующим если у числа нет
[отдельного] существования, то для тех, кто признает истинно сущими одни
лишь математические предметы, величины все же будут существовать, и если бы
не было этих последних, то все же будут существовать душа и чувственно
воспринимаемые тела; но природа, как это видно из ее явлений, не так
бессвязна, как плохая трагедия. Что же касается тех, кто признает идеи то
они, правда, избавлены от этого упрека, ибо они считают [пространственные]
величины состоящими из материи и числа (из двоицы - линии, из троицы,
пожалуй, плоскости, из четверицы или из других чисел - разницы здесь никакой
- твердые тела); но будут ли эти величины идеи, каким образом они существуют
и что они дают вещам? Ведь как и математические предметы, они ничего им не
дают. Да и нет о таких величинах ни одного математического положения, если
только не хотеть приводить математические предметы в движение или создавать
о них какие-то особые учения . Но правда, не трудно, принимая какие угодно
предположения, без умолку распространяться о них.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz