Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 59


Насилие и принуждение, а таково то, что мешает и препятствует в чем-либо
вопреки желанию и собственному решению. В самом деле, насилие называется
необходимостью; поэтому оно и тягостно, как и Эвен говорит: "Коль вещь
необходима, в тягость нам она". И принуждение также есть некоторого рода
необходимость, как и сказано у Софокла: "Принуждение заставляет это
свершить". И верно полагают, что необходимость неумолима, ибо она идет
наперекор движению, происходящему по собственному решению и по здравому
размышлению. Про то, что не может быть иначе, мы говорим, что ему необходимо
быть именно так. И в соответствии с этим значением необходимости некоторым
образом и все остальное обозначается как необходимое. В самом деле,
необходимостью в смысле насилия называют действие или Претерпевание, когда
из-за принуждающего невозможно поступать по собственному желанию, полагая,
что необходимость и есть то, из-за чего нельзя поступать иначе. И таким же
точно образом - в отношении причин, содействующих жизни и благу: когда без
того или другого невозможны в одном случае благо, в другом - жизнь и
существование, тогда это признается необходимым, и такая причина есть
некоторого рода необходимость. Далее, к числу необходимого принадлежит
доказательство, так как если что-то безусловно доказано, то иначе уже не
может быть; и причина этому-исходные посылки, а именно: если с тем, из чего
образуется умозаключение, дело не может обстоять иначе.

Итак, для одних вещей причина их необходимости - что-то иное, для
других никакой такой причины нет, но благодаря им существует по
необходимости иное. Так что необходимое в первичном и собственном смысле -
это простое; с ним дело не может обстоять по-разному, а значит, то так, то
иначе, - в таком случае дело бы обстояло по-разному. Если поэтому существуют
нечто вечное и неподвижное, в нем нет ничего насильственного или противного
его естеству.



ГЛАВА ШЕСТАЯ



Единым, или одним, называется то, что едино привходящим образом, и то,
что едино само по себе. Привходящим образом едино, например, "Кориск и
образованное" и "образованный Кориск" (ибо одно и то же сказать "Кориск и
образованное" или "образованный Кориск"); точно так же "образованное и
справедливое" и "образованный, справедливый Кориск". Все это называется
единым благодаря чему-то привходящему: "справедливое и образованное" -
потому, что то и другое есть нечто привходящее для одной сущности, а
"образованное" и "Кориск" - потому, что первое есть привходящее для второго.
Также в некотором смысле и "образованный Кориск" - одно с "Кориском", потому
что одна из частей этого выражения (logos) есть нечто привходящее для
другой, а именно "образованное" для "Кориска"; и "образованный Кориск" есть
одно со "справедливым Кориском", потому что одна часть и того и другого
выражения есть нечто привходящее для одного и того же.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz