|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 88 |
Поэтому и для "бледного
человека" будет обозначение и определение, но не в том смысле, как для
бледного и для сущности.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Если не считать определением обозначение, даваемое через присоединение,
то возникает затруднение, для какого из свойств не простых, а попарно
связанных возможно будет определение. Ибо такие свойства приходится
разъяснять через присоединение. Я имею в виду, например, что имеется нос и
вогнутость и имеется Курносость, как называется сочетание того и другого
потому, что одно находится в другом, причем и вогнутость и Курносость
поистине суть свойство носа не как нечто привходящее, а сами по себе; и не
так, как "бледное" приписывается Каллию или человеку (потому что для Каллия
как бледного бытие человеком привходяще), а так, как "мужское" присуще
живому существу, "равное" - количеству, и как все, о чем говорят, что оно
присуще другому само по себе. А таково то, что [неотделимо] связано или с
обозначением, или с именем вещи, свойство которой оно есть, и что нельзя
объяснить обособленно от этой вещи, как, например, "бледное" без человека
можно, но "женское" без живого существа объяснить нельзя; поэтому для таких
свойств нет ни сути бытия, ни определения или если они имеют их, то, как
было сказано, в ином смысле.
Относительно них имеется, однако, и другое затруднение. А именно: если
курносый нос и вогнутый нос - одно и то же, то одним и тем же будет курносое
и вогнутое; а если нет, то, так как невозможно обозначать курносое, не
указывая того, свойство чего оно есть само по себе (ведь-курносое-это
вогнутость носа), нельзя сказать "курносый нос" или будет сказано два раза
одно и то же - "нос нос вогнутый" (ибо "нос курносый" - это будет "нос нос
вогнутый"). А потому нелепо, чтобы у такого рода свойств имелась суть бытия;
иначе приходилось бы идти в бесконечность: ведь "курносому носу носу"
приписывался бы другой еще "нос".
Стало быть, ясно, что определение бывает только у сущности: если оно
имеется и для других родов сущего, то его необходимо давать через
присоединение, как, например, для того или другого качества и для нечетного;
ведь нечетного нет без числа, как и нет "женского" без живого существа
(говоря "через присоединение", я разумею те случаи, где приходится два раза
повторять одно и то же, как в приведенных примерах). А если это верно, то
определения не будет и для связанного попарно, например для "нечетного
числа"; но остается незамеченным, что обозначения даются неточно. Если же
определения возможны и в этих случаях, то или они образуются иным способом,
или же, как было сказано, следует считать, что определение и суть бытия
имеют разные значения, так что в одном значении, кроме сущностей, ни для
чего не будет определения и суть бытия ничему не будет присуща, кроме
сущностей, а в другом значении они будут иметь место [и для другого].
Итак, совершенно очевидно, что определение есть обозначение сути бытия
вещи и что суть бытия имеется для одних только сущностей, или главным
образом для них, первично и прямо.
|
|