Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 133



Поэтому остается признать, что равное противолежит [большому и малому]
либо как отрицание, либо как лишенность. Но быть отрицанием или лишенностью
лишь одного из них оно не может; в самом деле, почему оно должно
противополагаться скорее большому, нежели малому? Таким образом, оно
отрицание обоих в смысле лишенности, и потому вопросительное "ли - или"
относится к обоим, а не к одному из них (например, "больше ли это или равно"
или "равно ли это или меньше"), а вопрос здесь всегда касается трех. Но это
не необходимая лишенность. Ведь не все, что не больше или не меньше, есть
равное, а только то, что по природе может быть большим или меньшим.

Таким образом, равное - это то, что не есть ни большое, ни малое, но
что по природе может быть или большим, или малым; и оно противолежит обоим
как отрицание в смысле лишенности; поэтому оно и нечто промежуточное между
ними. И точно так же то, что не есть ни хорошее, ни плохое, противолежит и
тому и другому, но имени не имеет, ибо и о том и о другом говорится в
различных значениях, и носитель их - не един; а [более едино] то, что не
бело и не черно. Но и в этом случае не говорится об одном, а имеется так или
иначе определенное число цветов, о которых сказывается отрицание в смысле
лишенности: они необходимо должны быть или серым, или желтым, или чем-то
другим в этом роде. Таким образом, несправедливы нападки тех, кто считает,
что это можно одинаково сказать обо всем, так что промежуточным между
сандалией и рукой было бы то, что не есть ни сандалия, ни рука, поскольку-де
и то, что не хорошо и не плохо, есть нечто промежуточное между хорошим и
плохим, как будто для всего чего угодно должно быть нечто промежуточное. А
это вовсе не вытекает с необходимостью. Совместное отрицание противолежащих
друг другу вещей возможно тогда, когда между ними имеется нечто
промежуточное и некоторое естественное расстояние. А между такими вещами,
[как сандалия и рука], различия [в точном смысле] [2] нет: ведь у них
совместно отрицаемое принадлежит не к одному и тому же роду, так что
субстрат здесь не один.




ГЛАВА ШЕСТАЯ



Подобным нее образом можно поставить и вопрос относительно единого и
многого. Ведь если многое противолежит единому во всех отношениях, то отсюда
вытекает несообразное. А именно, во-первых, единое в таком случае будет
малое или малочисленное [1], ибо многое противолежит также и малочисленному.
Во-вторых, два будет в таком случае многое, потому что двукратное - это уже
многократное, а "двукратное" производно от "двух"; так что единое будет
малое: ведь по сравнению с чем же два есть многое, если не по сравнению с
единым и малым? Ведь меньше нет уже ничего. Далее, если многое и малое
принадлежат к множеству так же, как длинное и короткое - к протяжению, и
если многое есть также многочисленное, а многочисленное - многое (разве что
у легко ограничиваемого непрерывного [2] дело обстоит иначе), то малое будет
некоторым множеством.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz