Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 161

И они, и то, что из них состоит и для чего они начала,- все это
сущности, а также то, что из теплого и холодного возникает как нечто одно,
например плоть или кость: полученное из [составных начал] должно быть
отлично от них. Таким образом, у этих сущностей - одни и те же элементы и
начала, а в других случаях Другие; в этом смысле не все имеют одни и те же
начала, разве что в смысле соответствия, как если бы сказали, что начал
имеется три: форма, лишенность [формы] и материя. Однако каждое из этих
начал - инаковое в каждом отдельном роде, например: для цвета это белое,
черное и поверхность, а из света, тьмы и воздуха получается день и ночь.

А так как не только содержащееся в вещах есть причины, но и нечто
внешнее, например движущее, то ясно, что начало и элемент - это разное, но и
то и другое причины и начала бывают этих двух родов. И то, что приводит в
движение или в состояние покоя, [также] есть некоторое начало и сущность;
так что элементов, если иметь в виду соответствие между ними, три, а причин
и начал - четыре; но у различных вещей они различные, и непосредственно
движущая причина для разного разная. [Так, например], здоровье, болезнь,
тело; движущая причина - врачебное искусство. [Или] форма, такого-то рода
беспорядок, кирпичи; движущая причина - строительное искусство, (и начала
бывают этих родов). А так как движущая причина у природных вещей-для
человека, [например], человек, а у порожденного мыслью - форма или
противоположное ей, то в некотором смысле имеется три причины, а в некотором
- четыре Ведь врачебное искусство есть в некотором смысле здоровье, равно
как строительное искусство есть форма дома, и человек рождает человека. А
помимо этих причин имеется еще то, что как первое для всего движет все.



ГЛАВА ПЯТАЯ



Иные существуют отдельно, а иные нет; первые - это сущности, и потому
причины всего одни и те же, так как без сущностей нет свойств и движений.
Этими [причинами] будут, пожалуй, душа и тело или ум, влечение и тело.

И еще иначе начала бывают одни и те же в смысле соответствия между
ними, а именно как действительность и возможность. Но и они у разных вещей
разные и имеют разное значение. В самом деле, в некоторых случаях одно и то
же бывает то в действительности, то в возможности, например вино или плоть
или человек (это [различение] также совпадает с [различением] указанных
причин, ибо сущим в действительности бывает форма, если она способна к
отдельному существованию, и составное из материи и формы, а также лишенность
формы, например темнота или больное; а в возможности существует материя, ибо
она способна принимать [определенность] и через форму, и через лишенность
формы) по-иному вещи различаются как имеющиеся в действительности и
возможности, если материя у них не одна и та же, причем [и] форма у этих
вещей не одна и та же, а разная; так, причина человека не только элементы -
огонь и земля как материя, а также присущая лишь ему форма, но и некоторая
другая внешняя причина (скажем, отец), и кроме них Солнце и его наклонный
круговой путь, хотя они не материя, не форма, не лишенность формы [человека]
и не одного вида [с человеком], а движущие [причины].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz