Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 110



Отсюда, стало быть, ясно, что у разной материи осуществление и
определение (1оgоs) разные, а именно: у одних вещей - это соединение, у
других - смешение, у иных - что-то другое из упомянутого. Поэтому если кто,
давая определение дома, говорит, что это камни, кирпичи, бревна, то он
говорит про дом в возможности, ибо все это материя; если говорят, что это
укрытие для вещей и людей, или добавляют еще что-нибудь в этом роде, то
имеют в виду дом, каков он в осуществлении; а тот, кто объединяет то и
другое, говорит о сущности третьего рода, состоящей из материи и формы (в
самом дело, определение через видовые отличия указывает, по-видимому, на
форму и осуществление вещи, а исходящее из составных частей указывает скорее
на материю). И подобным образом обстоит дело с теми определениями, которые
признавал Архи...: они содержат и то и другое вместе. Например: что такое
безветрие? Спокойствие в большом воздушном пространстве. Ибо воздушное
пространство - это материя, а спокойствие - осуществление и сущность. Что
такое спокойствие на море? Гладкая поверхность моря. Море - это материальный
субстрат, а гладкость - осуществление, или форма. Таким образом, из
сказанного ясно, что такое чувственно воспринимаемая сущность и в каком
смысле она сущность, а именно: она сущность либо как материя, либо как
форма, или осуществление, в-третьих, - как состоящая из этих двух.



ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Надо, однако, иметь в виду, что иногда остается неясным, обозначает ли
имя составную сущность или же осуществление, или форму, например "дом" -
обозначение ли это для составленного [из материи и формы], т. е. что это
укрытие из кирпичей и камней, лежащих таким-то образом, или же для
осуществления, или формы, т. е. что это просто укрытие, и точно так же
"линия" - есть ли это двоица в длину или же просто двоица как и нищее
существо - есть ли это душа в теле или просто душа: ведь душа есть сущность
и осуществление какого-то тела; и можно сказать, что "живое существо"
подходит к тому и другому, только не в смысле одного обозначения, а в том
смысле, что относится к чему-то одному. Однако для чего-то другого эти
[различия] имеют значение, для исследования же чувственно воспринимаемой
сущности - никакого, ибо суть бытия вещи присуща ее форме, или
осуществлению. В самом деле, душа и бытие душой - одно и то же, между тем
бытие человеком и человек - не одно и то же, разве только мы и под человеком
будем разуметь душу; тогда это в некотором смысле одно и то же, а в
некотором - нет.

В ходе исследования становится, кроме того, очевидным, что слог не
состоит из звуков речи и их соединения, так же как дом - это не кирпичи и их
соединение. И это правильно, ибо соединение или смешение не зависит от того,
для чего оно есть соединение или смешение. И таким же образом обстоит дело и
в других случаях; например, если нечто есть порог благодаря своему
положению, то это значит, что не положение зависит от порога, а скорее порог
- от этого положения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz