|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 110 |
Отсюда, стало быть, ясно, что у разной материи осуществление и
определение (1оgоs) разные, а именно: у одних вещей - это соединение, у
других - смешение, у иных - что-то другое из упомянутого. Поэтому если кто,
давая определение дома, говорит, что это камни, кирпичи, бревна, то он
говорит про дом в возможности, ибо все это материя; если говорят, что это
укрытие для вещей и людей, или добавляют еще что-нибудь в этом роде, то
имеют в виду дом, каков он в осуществлении; а тот, кто объединяет то и
другое, говорит о сущности третьего рода, состоящей из материи и формы (в
самом дело, определение через видовые отличия указывает, по-видимому, на
форму и осуществление вещи, а исходящее из составных частей указывает скорее
на материю). И подобным образом обстоит дело с теми определениями, которые
признавал Архи...: они содержат и то и другое вместе. Например: что такое
безветрие? Спокойствие в большом воздушном пространстве. Ибо воздушное
пространство - это материя, а спокойствие - осуществление и сущность. Что
такое спокойствие на море? Гладкая поверхность моря. Море - это материальный
субстрат, а гладкость - осуществление, или форма. Таким образом, из
сказанного ясно, что такое чувственно воспринимаемая сущность и в каком
смысле она сущность, а именно: она сущность либо как материя, либо как
форма, или осуществление, в-третьих, - как состоящая из этих двух.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Надо, однако, иметь в виду, что иногда остается неясным, обозначает ли
имя составную сущность или же осуществление, или форму, например "дом" -
обозначение ли это для составленного [из материи и формы], т. е. что это
укрытие из кирпичей и камней, лежащих таким-то образом, или же для
осуществления, или формы, т. е. что это просто укрытие, и точно так же
"линия" - есть ли это двоица в длину или же просто двоица как и нищее
существо - есть ли это душа в теле или просто душа: ведь душа есть сущность
и осуществление какого-то тела; и можно сказать, что "живое существо"
подходит к тому и другому, только не в смысле одного обозначения, а в том
смысле, что относится к чему-то одному. Однако для чего-то другого эти
[различия] имеют значение, для исследования же чувственно воспринимаемой
сущности - никакого, ибо суть бытия вещи присуща ее форме, или
осуществлению. В самом деле, душа и бытие душой - одно и то же, между тем
бытие человеком и человек - не одно и то же, разве только мы и под человеком
будем разуметь душу; тогда это в некотором смысле одно и то же, а в
некотором - нет.
В ходе исследования становится, кроме того, очевидным, что слог не
состоит из звуков речи и их соединения, так же как дом - это не кирпичи и их
соединение. И это правильно, ибо соединение или смешение не зависит от того,
для чего оно есть соединение или смешение. И таким же образом обстоит дело и
в других случаях; например, если нечто есть порог благодаря своему
положению, то это значит, что не положение зависит от порога, а скорее порог
- от этого положения.
|
|