|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 49 |
То членов
природа, ибо мысль - это то, чего имеется больше. Передают и изречение
Анаксагора, сказанное им некоторым его друзьям, что вещи будут для них
такими, за какие они их примут. Утверждают, что и Гомер явно держался этого
мнения: в его изображении Гектор, будучи оглушен ударом, "лежит, мысля
иначе", так что выходит, что мыслят и помешанные, но иначе. Таким образом,
ясно, что если и то и другое есть разумение, то, значит, вещи в одно и то же
время находятся в таком и не в таком состоянии. Отсюда вытекает самая
большая трудность: если уж люди, в наибольшей мере узревшие истину, которой
можно достичь (а ведь это те, кто больше всего ищет ее и любит), имеют
подобные мнения и высказывают их относительно истины, то как действительно
не пасть духом тем, кто только начинает заниматься философией? Ведь в таком
случае искать истину - все равно что гнаться за неуловимым.
Причина, почему они пришли к такому мнению, заключается в том, что,
выясняя истину относительно сущего, они сущим признавали только чувственно
воспринимаемое; между тем по природе своей чувственно воспринимаемое в
значительной мере неопределенно и существует так, как мы об этом сказали
выше; а потому они говорят хотя и правдоподобно, но неправильно (ибо скорее
так подобает говорить, нежели так, как Эпихарм говорит против Ксенофана).
Кроме того, видя, что вся эта природа находится в движении, и полагая, что
относительно изменяющегося нет ничего истинного, они стали утверждать, что
по крайней мере о том, что изменяется во всех отношениях, невозможно
говорить правильно. Именно на основе этого предположения возникло наиболее
крайнее из упомянутых мнений - мнение тех, кто считал себя последователями
Гераклита и коего держался Кратил, который под конец полагал, что не следует
ничего говорить, и только двигал пальцем и упрекал Гераклита за его слова,
что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, ибо сам он полагал, что этого
нельзя сделать и единожды.
А мы против этого рассуждения скажем, что изменяющееся, пока оно
изменяется, дает, правда, этим людям некоторое основание считать его
несуществующим, однако это во всяком случае спорно; в самом деле, то, что
утрачивает что-нибудь, имеет [еще] что-то из утрачиваемого, и что-то из
возникающего уже должно быть. И вообще, если что-то уничтожается, должно
наличествовать нечто сущее, а если что-то возникает, то должно существовать
то, из чего оно возникает, и то, чем оно порождается, и это не может идти в
бесконечность. Но и помимо этого укажем, что изменение в количестве и
изменение в качестве не одной то же. Пусть по количеству вещи не будут
постоянными, однако мы познаем их все по их форме. Кроме того, те, кто
держится такого взгляда, заслуживают упрека в том, что, хотя они и видели,
что даже среди чувственно воспринимаемого так дело обстоит лишь у меньшего
числа вещей, они таким же образом высказались о мире в целом.
|
|