Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 186

Так откуда же она возникла? Ведь
неопределенная двоица, [по их мнению], есть [лишь] удвоительница.

Далее, число необходимо должно быть либо беспредельным, либо
ограниченным: ведь они считают число существующим отдельно, так что
невозможно, чтобы ни один из этих двух [способов бытия] не имел места. Что
оно не может быть беспредельным, это ясно. Ведь беспредельное число не есть
ни нечетное, ни четное, между тем образование чисел есть всегда образование
либо нечетного числа, либо четного: одним способом возникает нечетное, когда
к четному прибавляется "одно", другим - четное, когда, начиная с умножения
единицы на двойку, возникает число удвоением , а третьим - другого рода
четное число при умножении на нечетные числа. Далее, если всякая идея есть
идея чего-то, а числа суть идеи, то и беспредельное число будет идеей
чего-то - либо чувственно воспринимаемого, либо чего-то другого; между тем
это невозможно ни согласно тому, что они утверждают , ни согласно разуму,
если определять идеи так, как они это делают.

Если же число ограниченно, то до какого количества? Здесь надо сказать
не только что это так (hoti), но и почему это так (dioti). Однако если
число, как утверждают некоторые, доходит лишь до десяти, то эйдосы,
во-первых, быстро будут исчерпаны; например, если тройка есть
сам-по-себе-человек, то каким числом будет сама-по-себе-лошадь? Ведь только
до десяти каждое число есть само-по-себе-сущее. Значит, необходимо, чтобы
число, [представляющее собой самое-по-себе-лошадь], было каким-нибудь из
этих чисел (ведь [лишь] они сущности и идеи). Но все же их будет
недоставать, ибо уже видов животных больше [десяти]. В то же время ясно, что
если таким образом тройка есть сам-по-себе-человек, то и каждая другая
тройка - тоже (ведь тройки, которые входят в одни и те же числа, подобны
друг другу); так что будет бесчисленное количество людей: если каждая тройка
- идея, то каждый человек есть сам-по-себе-[человек], а если нет, то во
всяком случае это будут люди. Точно так же если меньшее число есть часть
большего и состоит из сопоставимых друг с другом единиц, содержащихся в том
же числе, то если сама-по-себе-четверка есть идея чего-то, например лошади
или белого цвета, человек будет частью лошади, в случае если человек-двойка.
Нелепо и то, что идея десятки есть, а идеи одиннадцати нет, так же как и
идей последующих чисел. <Далее, и существуют и возникают некоторые вещи,
эйдосы которых не существуют, так почему же нет эйдосов и для них? Значит,
эйдосы не могут быть их причинами>. Далее, нелепо, что число берется лишь до
десяти: ведь [единое] в большей мере сущее и есть эйдос самой десятки; между
тем единое как единое не подвержено возникновению, а десятка подвержена. И
однако же они стараются убедить, будто [каждое] число до десяти совершенно.
По крайней мере производное - такое, как пустота, соразмерность, нечетное и
тому подобное,- они считают порождениями в пределах десятки.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz