Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 70



В первом смысле говорится о числовом отношении - или о таковом вообще,
или об определенном - либо между самими числами, либо об отношении к
единице; например, двойное по отношению к единице есть определенное число, а
многократное находится в числовом отношении к единице, но не в определенном,
т. е. таком-то или таком-то; отношение же большего в полтора раза к меньшему
в полтора раза есть числовое отношение к определенному числу; а отношение
неправильной дроби к правильной есть неопределенное отношение, подобно тому
как многократное относится к единице; отношение же превышающего к
превышаемому вообще неопределенно по числу, ибо число соизмеримо, а о том,
что несоизмеримо, "число" не сказывается; ведь превышающее по сравнению с
превышаемым содержит в себе столько же, [сколько последнее], и еще нечто, но
это нечто неопределенно; оно бывает, какое случится: или равное, или
неравное [превышаемому]. Так вот, все эти отношения касаются чисел и они
суть свойства чисел, а также-только по-другому-выражают равное, сходное и
тождественное (ведь все они подразумевают отношение к одному; в самом деле,
тождественно то, сущность чего одна, сходно то, качество чего одно, а равно
то, количество чего одно; но одно - это начало и мера числа, так что все эти
отношения подразумевают отношение к числу, но не в одном и том же смысле).

А отношение между действующим и претерпевающим подразумевает
способность действовать и претерпевать и проявление таких способностей;
например, способное нагревать находится в отношении к тому, что может
нагреваться, потому что оно может нагревать, и в свою очередь нагревающее
находится в отношении к тому, что нагревается, и режущее - к тому, что
режется, потому что то и другое осуществляется в действительности. Числовые
же отношения не осуществляются в действительности, разве только в том
смысле, как об этом сказано в другом месте, ведь осуществляемое в
действительности даижение не свойственио. Некоторые же из отношений,
основывающихся на способности, выражены по-разному в зависимости от времени,
например: произведшее находится в отношении к произведенному, и то, что
произведет, - в отношении к тому, что будет произведено. Именно в этом
смысле отец называется отцом сына: первый есть то, что произвело, второй -
испытавшее что-то. Кроме того, некоторые отношения основываются на
лишенности способности, как, например, неспособное и все, что имеет такой
смысл, скажем незримое.

Итак, все, что называется соотнесенным по числу или в смысле
способности, есть соотнесенное потому, что сама его сущность включает в себя
отношение, а не потому, что нечто другое находится в отношении к нему.
Измеримое же, познаваемое и мыслимое (dianoeton) называются соотнесенным
потому, что другое находится в отношении к ним. Ибо мыслимое означает, что
есть мысль о нем, но мысль не есть мысль того, о чем мысль (иначе было бы
два раза сказано одно и то же); и подобным же образом видение есть видение
[глазом] чего-то, однако не видение самого предмета, видение которого оно
есть (хотя сказать это тоже правильно), а оно есть видение цвета или чего-то
другого в .



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz