|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 116 |
В самом деле, среди
несуществующего что-то есть в возможности; но оно не есть, потому что оно не
есть в действительности.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Если возможное таково, как было указано, или согласуется [со
сказанным], то, очевидно, не может быть правильно утверждение, что вот это
возможно, но не произойдет, так что в этом случае ускользало бы от нас,
что значит невозможное. Я имею в виду, например, если бы кто, не
принимая во внимание, что значит невозможное, сказал, что диагональ может
быть измерена [стороною квадрата], но никогда измерена не будет, потому что
ничто-де не мешает, чтобы нечто, имеющее возможность быть или возникнуть, не
было ни теперь, ни в будущем. Однако из установленного выше вытекает с
необходимостью, что если мы и предположим существование или возникновение
того, чего нет, но что может быть, то в этом не будет ничего невозможного; в
приведенном же примере будет как раз случай невозможности, потому что
соизмеримость диагонали [со стороной квадрата] невозможна. Дело в том, что
ложное и невозможное - не одно и то же: ведь то, что ты стоишь сейчас, - это
ложно, но не невозможно.
Вместе с тем ясно также, что если при наличии А необходимо существует
Б, то и при наличии возможности существования А необходима и возможность
существования Б. В самом деле, если возможность Б не необходима, то ничто не
мешает, чтобы было возможно, что Б не существует. Допустим, что А возможно.
Стало быть, если А возможно, то не вытекало бы ничего не возможного, если бы
было принято, что А есть. Тогда и Б необходимо есть. Между тем было
предположено, что оно невозможно. Допустим, что Б невозможно. Если же
невозможно, чтобы Б было, то необходимо, чтобы и А было невозможно. Но ведь
А было возможно, значит, и Б. Итак, если А возможно, то и Б будет возможно,
если только отношение между ними таково, что при существовании А необходимо
существование Б. Стало быть, если при таком отношении между А и Б
существование Б невозможно, если А возможно, то значит, А и Б не будут
находиться в том отношении, как было принято; и если при наличии возможности
А необходима и возможность Б, то, если есть А, необходимо есть и Б. Ибо
утверждение, что необходимо, чтобы Б было возможно, если возможно А,
означает, что если, когда и каким образом возможно существование А, тогда и
таким же образом необходимо и существование Б.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Все способности делятся на врожденные (например, [внешние] чувства),
приобретаемые навыком (например, способность игры на флейте) и приобретаемые
через обучение (например, способность к искусствам). И чтобы иметь одни
из этих способностей - те, которые приобретаются навыком и разумением,
необходимы предварительные упражнения, а для способностей другого рода и
способностей к претерпеванию такие упражнения не необходимы.
А так как то, что способно, способно к чему-то, в какое-то время и
каким-то образом (добавим также все остальное, что необходимо при точном
определении), и так как одни способны производить движение согласно разуму и
их способности сообразуются с разумом, другие не наделены разумом и их
способности не основываются на разуме, причем первые способности должны быть
в одушевленном существе, а вторые - и в одушевленных существах и в
неодушевленных предметах, то, когда действующее и претерпевающее приходят в
соприкосновение соответствующим их способностям образом, одна из
способностей второго рода необходимо действует, а другая претерпевает, а при
способностях первого рода это не необходимо.
|
|