|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 191 |
А если
утверждать, что сущности существуют отдельно, то каковы их элементы и
начала?
Если признать их за единичное и не общее, то существующих вещей будет
столько, сколько есть элементов, и элементы не будут предметом познания. В
самом деле, предположим, что слоги в речи - сущности, а их звуки - элементы
сущностей. Тогда необходимо, чтобы слог ба был один, и каждый из слогов
также один, раз они не общее и тождественны [лишь] по виду, а каждый один по
числу и определенное нечто и неодноименен. Да и кроме того, они всякое
само-по-себе-сущее считают одним [по числу]. Но если слоги таковы, то также
и то, из чего они состоят; значит, будет лишь один звук а, и не более, и не
будет больше одного ни один из остальных звуков на том же основании, на
каком и один и тот же слог не может повторяться. А если так, то помимо
элементов не будет другого существующего, а будут только элементы. Далее,
элементы не будут и предметом познания: ведь они не общее, между тем предмет
знания - общее. И это ясно из доказательств и определений: ведь не получится
умозаключения, что у этого вот треугольника углы равны двум прямым, если они
не у всякого треугольника два прямых, или что этот вот человек есть лживое
существо, если не всякий человек есть живое существо.
А с другой стороны, если начала действительно суть общее, то либо и
сущности, происходящие из них, общие, либо не-сущность будет первее
сущности: ведь общее не есть сущность, элемент же и начало были признаны
общими, а элемент и начало первее того, начало и элемент чего они есть. Все
эти выводы вполне естественны, когда считают идеи происходящими из элементов
и помимо одинаковых по виду сущностей и идей признают некое отдельно
существующее единое. Но если ничто не мешает, чтобы, скажем среди звуков
речи было много а и б и чтобы, помимо этого множества, не было никакого
самого-по-себе-о или самого-по-себе-б, то по этой причине будет бесчисленное
множество сходных друг с другом слогов. А что предмет всякого познания -
общее, а потому и начала существующего должны быть общими, но вместе с тем
не быть отдельно существующими сущностями,- это утверждение, правда,
вызывает наибольшую трудность из всего сказанного, однако оно в некотором
отношении истинно, а в некотором - не истинно. Дело в том, что знание, так
же как и познавание, двояко: с одной стороны, это имеющееся в возможности, а
с другой - в действительности. Так вот, возможность, будучи как материя
общей и неопределенной, относится к общему и неопределенному, а
действительность, будучи определенной, относится к определенному, есть "вот
это" и относится к "вот этому". Только привходящим образом. зрение видит
цвет вообще, потому что вот этот цвет, который оно видит, есть цвет
[вообще]; и точно так же вот это а, которое рассматривает сведующий в языке,
есть а [вообще]. Ведь если начала должны быть общими, то и происходящее из
них необходимым образом также общее, как это имеет место в доказательствах.
|
|