|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 103 |
Очевидно, что подобным же образом будет
обстоять дело и с числом, если число есть, как утверждают некоторые,
сочетание единиц: или два не есть единое, или единица содержится в нем не в
состоянии Осуществленности.
Однако отсюда вытекает затруднение. Если ни одна сущность не может
состоять из общего, так как общее означает "такое-то", а не "вот это", и
если никакая сущность не может быть составленной из сущностей, находящихся в
состоянии Осуществленности, то всякая сущность была бы несоставной, а
значит, не было бы и определения ни одной сущности. Между тем все полагают,
и давно уже было сказано, что определение (hоrоs) имеется или только для
сущности, или главным образом для нее, теперь же оказывается, что его нет и
для нее. Значит, определения (hоrismos) не будет ни для чего; или в
некотором смысле оно будет, а в некотором нет. Более ясным станет то, что мы
говорим, из дальнейшего.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Из только что сказанного явствует, какие выводы следуют и для тех, кто
говорит, что идеи - это отдельно существующие сущности, и в то же время
считает вид состоящим из рода и видовых отличий. Если Эйдосы существуют и
"живое существо" содержится и в "человеке", и в "лошади", то оно в них либо
одно и то же по числу, либо разное (по определению оно, очевидно, одно: ведь
тот, кто определяет, дает и в том, и в другом случае одно и то же
обозначение). Если же есть некий сам-по-себе-человек, который как таковой
есть определенное нечто и существует отдельно, то и части, из которых он
состоит, скажем "живое существо" и "двуногое", также должны означать
определенное нечто и быть отдельно существующими и сущностями;
следовательно, таковым должно быть и "живое существо".
Так вот, если "живое существо" и в "лошади", и в "человеке" одно и то
же, подобно тому как ты [тождествен] самому себе, то каким образом одно
будет одним в вещах, существующих отдельно, и почему это "живое существо" не
будет существовать отдельно и от самого себя?
А затем, если оно будет причастно "двуногому" и "многоногому",
получается нечто несообразное, а именно, ему будут одновременно присущи
противоположности, хотя оно одно и определенное нечто. Если же здесь нет
такой причастности, то как можно говорить, что живое существо есть двуногое
или обитающее на суше? Но может быть, то и другое складывается,
соприкасается или смешивается? Однако все это нелепо.
Но допустим, "живое существо" в каждом случае различно. Тогда, можно
сказать, будет бесчисленное множество [Эйдосов], сущность которых-"живое
существо"; ведь в состав "человека" "живое существо" входит не привходящим
образом. Далее, "самих-по-себе-живых существ" будет много, ибо в каждом
отдельном [виде] "живое существо" будет сущностью (ведь оно не сказывается о
чем-то другом; иначе "человек" имел бы в своем составе это другое, т. е. это
другое было бы родом для "человека"), а кроме того, все части, из которых
слагается "человек", будут идеями; и ни одна из них не будет идеей одного и
сущностью другого, ибо это невозможно; значит, каждое "живое существо",
содержащееся в живых существах, будет самим-по-себе-живым существом.
|
|