|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 72 |
е. то первое,
вне которого нельзя найти ни одной его части, и то первое, внутри которого
находятся все его части; всякие очертания (eidos) величины или того, что
имеет величину; цель каждой вещи (таково то, на что направлены движение и
действие, но не то, из чего они исходят, хотя иногда это и то и другое, -
то, из чего они исходят, и то, на что они направлены, а именно конечная
причина); сущность каждой вещи и суть ее бытия, ибо суть бытия вещи-предел
познания [вещи]; а если предел познания, то и предмета. Поэтому очевидно,
что о пределе говорится в стольких же значениях, в скольких и о начале, и
еще больше, ибо начало есть некоторый предел, но не всякий предел есть
начало.
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
"То, в силу чего" или "по чему" (kath' ho) говорится в различных
значениях; это форма или сущность каждой вещи; например, то, в силу чего
кто-то добр,-это само добро; то, в чем как первом нечто возникает
естественным образом, например окраска - на поверхности. Итак, "то, в силу
чего" [нечто есть], в первом значении - это форма, а во втором - материя
каждой вещи, т. е. (kai) первый субстрат каждой вещи. А вообще говоря, "то,
в силу чего" имеет столько же значений, сколько и "причина": говорят "в силу
того-то кто-то пришел" или "ради того-то он пришел" и точно так же "в силу
того-то сделано ошибочное или правильное заключение" или "в том-то причина
правильного или ложного заключения". Далее, "почему" говорится относительно
положения, например: кто-то на чем-то стоит или по чему-то идет. Все это
обозначает положение и место. А потому и о "самом по себе" необходимо
говорится в различных смыслах. "Само по себе"-это суть бытия каждой вещи,
например: Каллий - это Каллий сам по себе и суть бытия Каллия; то, что
входит в суть вещи, например: Каллий сам по себе есть живое существо. Ибо
"живое существо" входит в определение Каллия: ведь Каллий есть некоторое
живое существо; то, что принято чем-то как первое в него самого или в одну
из его частей, например: кожа тела бела сама по себе, и человек живой сам по
себе, ибо душа есть та часть человека, в которой как ...
первом заключается жизнь; то, причина чего оно само; у человека,
конечно, несколько причин: живое существо, двуногое, по все же человек сам
по себе человек; то, что присуще лишь чему-то одному и поскольку оно ему
одному присуще, поэтому оно существует отдельно само по себе.
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Расположением называется порядок в том, что имеет части, или в
пространстве, или по способности, или по виду, ибо при этом должно быть
некое положение, как это показывает и само слово "расположение".
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ
Обладанием или свойством (Ilexis) называется проявление некоторой
деятельности того, что обладает, и того, чем оно обладает, - как бы
некоторое действие или движение (ведь когда одно делает, а другое делается,
делание находится посредине; и так же между тем, кто обладает одеждой, и той
одеждой, которой он обладает, посредине находится обладание).
|
|