|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 24 |
Далее, лучше судит, несомненно, тот,
кто выслушал--словно тех, кто ведет тяжбу,- все оспаривающие друг друга
рассуждения.
Так вот, первое затруднение относительно тех начал, которые мы
разобрали вначале, заключается в том, исследует ли причины одна или многие
науки и должна ли искомая нами наука уразуметь только первые начала
сущности, или ей следует заниматься и теми началами, из которых все исходят
в доказательстве, как, например, выяснить, возможно ли в одно и то же время
утверждать и отрицать одно и то же или нет, и тому подобное.И если имеется в
виду наука о сущности, то рассматривает ли все сущности одна наука или
несколько, и если несколько, то однородны ли они, или же одни следует
называть мудростью, а другие - по-иному. И вот что еще необходимо
исследовать существуют ли одни только чувственно воспринимаемые сущности или
также другие помимо них, и [если также другие], то имеются ли такие сущности
только одного вида или их несколько родов, как полагают те, например, кто
признает Эйдосы, а также математические предметы как промежуточные между
Эйдосами и чувственно воспринимаемыми вещами. Эти вот вопросы надлежит, как
мы утверждаем, рассмотреть, а также вопрос о том, касается ли исследование
одних лишь сущностей или также привходящих свойств, которые сами по себе им
присущи. Кроме того, относительно тождественного и различного, сходного и
несходного, <одинаковости> и противоположности, а также предшествующего и
последующего и всего тому подобного, что пытаются рассматривать диалектики,
исходя лишь из правдоподобного, следует спросить: какой науке надлежит
рассмотреть все это? И далее, также относительно привходящих свойств,
которые сами по себе им присущи, не только что такое каждое из них, но и
противоположно ли одному [лишь] одно. Точно так же, есть ли указанные выше
начала и элементы роды или же они составные части, на которые делится всякая
вещь? И если они роды, то те ли, что как последние сказываются о единичном
(atomos), или первые, например, живое ли существо или человек начало и кому
из них бытие присуще в большей мере по сравнению с отдельным существом? Но
главным образом нужно рассмотреть и обсудить вопрос: имеется ли кроме
материи причина сама по себе или нет, и существует ли такая причина отдельно
или нет, а также одна ли она или имеется большее число таких причин?Также:
существует ли или нет что-то помимо составного целого (а о составном целом я
говорю, когда что-то сказывается о материи) или же для одних вещей
существует, для других нет, и [в последнем случае] что это за вещи? Далее,
ограниченны ли начала по числу или по виду - и те, что выражены в
определениях, и те, что относятся к субстрату, - а также имеют ли преходящее
и непреходящее одни и те же начала или различные, и все ли начала
непреходящи или же начала преходящих вещей преходящи? Далее, самый трудный и
недоуменный вопрос: есть ли единое и сущее, как это утверждали пифагорейцы и
Платон, не нечто иное, а сущность вещей, или же это не так, а в основе лежит
нечто иное, например, как утверждает Эмпедокл, дружба, а другие указывают:
кто-огонь, кто-воду или воздух? И кроме того, есть ли начала нечто общее или
они подобны единичным вещам, и существуют ли они в возможности или в
действительности? И далее, существуют ли они иначе, чем в отношении
движения? Ведь и этот вопрос представляет большое затруднение.
|
|