|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 82 |
В самом деле,
будет ли вот это или нет? Будет, если только произойдет вот это другое; если
же не произойдет, то нет. А это другое произойдет, если произойдет третье. И
таким образом ясно, что, постоянно отнимая у ограниченного промежутка
времени все новые части времени, мы дойдем до настоящего времени. Так что
такой-то человек умрет - от болезни или же насильственной смертью если
выйдет из дому; а выйдет он, если будет томиться жаждой; а это будет, если
будет другое; и таким образом дойдут до того, что происходит теперь, или до
чего-то уже происшедшего. Например, это произойдет. если он будет томиться
жаждой; а это будет, если он ест нечто острое; а это или происходит, или
нет; так что он необходимым образом умрет или не умрет. Точно так же обстоит
дело, если перейти к прошлым событиям. Ведь это - я имею в виду
происшедшее-уже в чем-то наличествует. Следовательно, все, что произойдет,
произойдет необходимым образом, например смерть живущего, ибо что-то [для
этого] уже возникло например наличествуют противоположности в том же теле.
Но умрет ли он от болезни или насильственное смертью - это еще неизвестно;
это зависит от того, произойдет ли "вот это". Ясно, таким образом, что
доходят до какого-то начала, а оно до чего-то другого уже нет. Поэтому оно
будет началом того, что могло быть и так и иначе, и для его возникновения
нет никакой другой причины. Но к какого рода началу и к какого рода причине
восходит здесь [привходящее] - к материи ли, целевой причине, или движущей
причине,-это надо рассмотреть особенно.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Оставим теперь вопрос о том, что существует как привходящее, ибо оно
определено в достаточной мере. Что же касается сущего в смысле истинного и
не-сущего в смысле ложного, то оно зависит от связывания и разъединения, а
истинное и ложное вместе - от разграничения членов противоречия, а именно:
истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание
относительно того, что на деле разъединено; а ложно то, что противоречит
этому разграничению; как оказывается возможным "мыслить вместе" или "мыслить
отдельно"[1] - это другой вопрос, а под "вместе" и "отдельно" я разумею не
то, что возникает последовательность, а то, что возникает некоторое
единство. Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо,
например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в [рассуждающей]
мысли, в отношении же простого и его сути - даже и не в мысли. Так вот, что
должно исследовать относительно сущего и не-сущего в этом смысле, - это надо
разобрать в дальнейшем. А так как связывание и разъединение находится в
мысли, но не в вещах, а сущее в смысле истинного отлично от сущего в
собственном смысле (ведь мысль связывает или отделяет либо суть вещи, либо
качество, либо количество, либо еще что- нибудь подобное), то сущее в смысле
привходящего и в смысле истинного надо теперь оставить, ибо причина первого
неопределенна, а причина второго - некоторое состояние мысли, и как то, так
и другое касаются остающегося рода сущего и не выражают ничего такого, чего
уже не было бы в природе сущего.
|
|