Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 82

В самом деле,
будет ли вот это или нет? Будет, если только произойдет вот это другое; если
же не произойдет, то нет. А это другое произойдет, если произойдет третье. И
таким образом ясно, что, постоянно отнимая у ограниченного промежутка
времени все новые части времени, мы дойдем до настоящего времени. Так что
такой-то человек умрет - от болезни или же насильственной смертью если
выйдет из дому; а выйдет он, если будет томиться жаждой; а это будет, если
будет другое; и таким образом дойдут до того, что происходит теперь, или до
чего-то уже происшедшего. Например, это произойдет. если он будет томиться
жаждой; а это будет, если он ест нечто острое; а это или происходит, или
нет; так что он необходимым образом умрет или не умрет. Точно так же обстоит
дело, если перейти к прошлым событиям. Ведь это - я имею в виду
происшедшее-уже в чем-то наличествует. Следовательно, все, что произойдет,
произойдет необходимым образом, например смерть живущего, ибо что-то [для
этого] уже возникло например наличествуют противоположности в том же теле.
Но умрет ли он от болезни или насильственное смертью - это еще неизвестно;
это зависит от того, произойдет ли "вот это". Ясно, таким образом, что
доходят до какого-то начала, а оно до чего-то другого уже нет. Поэтому оно
будет началом того, что могло быть и так и иначе, и для его возникновения
нет никакой другой причины. Но к какого рода началу и к какого рода причине
восходит здесь [привходящее] - к материи ли, целевой причине, или движущей
причине,-это надо рассмотреть особенно.



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Оставим теперь вопрос о том, что существует как привходящее, ибо оно
определено в достаточной мере. Что же касается сущего в смысле истинного и
не-сущего в смысле ложного, то оно зависит от связывания и разъединения, а
истинное и ложное вместе - от разграничения членов противоречия, а именно:
истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание
относительно того, что на деле разъединено; а ложно то, что противоречит
этому разграничению; как оказывается возможным "мыслить вместе" или "мыслить
отдельно"[1] - это другой вопрос, а под "вместе" и "отдельно" я разумею не
то, что возникает последовательность, а то, что возникает некоторое
единство. Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо,
например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в [рассуждающей]
мысли, в отношении же простого и его сути - даже и не в мысли. Так вот, что
должно исследовать относительно сущего и не-сущего в этом смысле, - это надо
разобрать в дальнейшем. А так как связывание и разъединение находится в
мысли, но не в вещах, а сущее в смысле истинного отлично от сущего в
собственном смысле (ведь мысль связывает или отделяет либо суть вещи, либо
качество, либо количество, либо еще что- нибудь подобное), то сущее в смысле
привходящего и в смысле истинного надо теперь оставить, ибо причина первого
неопределенна, а причина второго - некоторое состояние мысли, и как то, так
и другое касаются остающегося рода сущего и не выражают ничего такого, чего
уже не было бы в природе сущего.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz