Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 90



Из этих вот рассуждений ясно, что сама отдельная вещь и суть ее бытия
есть одно и то же не привходящим образом, и это ясно еще потому, что знать
отдельную вещь - значит знать суть ее бытия, так что и из рассмотрения
отдельных случаев следует с необходимостью, что обе они нечто одно.

(Что же касается того, что обозначается как привходящее, например
образованное или бледное, то, поскольку оно имеет двоякий смысл, о нем
неправильно сказать, что суть его бытия и само оно одно и то же: ведь бледно
и то, чему случается быть бледным, и само привходящее свойство, так что в
одном смысле суть его бытия и само оно - одно и то же, а в другом - не одно
и то же, ибо у "человека" и "бледного человека" это не одно и то же, а у
этого свойства - одно и то же.)

Очевидно, было бы также нелепо давать особое имя для каждой сути бытия;
тогда помимо этой [обозначенной особым именем] сути бытия была бы еще и
другая, например для сути бытия лошади еще и иная суть бытия. Между тем, что
мешает тому, чтобы некоторые вещи сразу же были тождественны сути своего
бытия, раз суть бытия вещи есть сущность? Но не только вещь и суть ее бытия
одно, но и обозначение их одно и то же, как это ясно и из сказанного, ибо но
привходящим образом одно - бытие единым и единое. Кроме того, если бы они
были не одно, приходилось бы идти в бесконечность: тогда были бы, с одной
стороны, суть бытия единого, а с другой - единое, так что и к ним применим
тот же довод.

Таким образом, ясно, что бытие каждой вещи, обозначаемой как первичное
и само по себе сущее, и сама эта вещь тождественны и составляют одно. А
софистические опровержения этого положения, очевидно, снимаются тем же
решением, что и вопрос, одно ли и то же Сократ и бытие Сократом, ибо
безразлично, на какой основе можно бы поставить вопрос или на какой удалось
бы найти решение. В каком смысле, следовательно, суть бытия отдельной вещи
тождественна и в каком не тождественна этой вещи, об этом теперь сказано.




ГЛАВА СЕДЬМАЯ



Из того, что возникает, одно возникает естественным путем, другое -
через искусство, третье - самопроизвольно. И все, что возникает, возникает
вследствие чего-то, из чего-то и становится чем-то (говоря "чем-то", я имею
в виду каждый род сущего: что-то становится или определенным нечто, или
такой-то величины, или таким-то, или где-то).

Естественно возникновение того, что возникает от природы; то, из чего
нечто возникает, - это, как мы говорим, материя; то, вследствие чего оно
возникает, - это нечто сущее от природы, а чем оно становится - это человек,
растение или еще что-то подобное им, что мы скорее всего обозначаем как
сущности. А все, что возникает - естественным ли путем или через искусство,
- имеет материю, ибо каждое возникающее может и быть и не быть, а эта
возможность и есть у каждой вещи материя. Вообще же природа - это и то, из
чего нечто возникает, и то, сообразно с чем оно возникаете (ибо все
возникающее, например растение или животное, имеет ту или иную природу), и
то, вследствие чего нечто возникает,-так называемое дающее форму (kata to
eidos) естество, по виду тождественное возникающему, хотя оно в другом: ведь
человек рожден человеком.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz