|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 8 |
Такой вывод можно
сделать, изучая его стихи.
Итак, Эмпедокл, как мы говорим, провозгласил такие начала и в таком
количестве. А Левкипп и его последователь Демокрит признают элементами
полноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим, а именно: полное и
плотное - сущим, а пустое и <разреженное> - не-сущим [поэтому они и говорят,
что сущее существует нисколько не больше, чем не-сущее, потому что и тело
существует нисколько не больше, чем пустота), а материальной причиной
существующего они называют и то и другое. И так же как те, кто признает
основную сущность единой, а все остальное выводит из ее свойств, принимая
разреженное и плотное за основания (archai) свойств [вещей], так и Левкипп и
Демокрит утверждают, что отличия [атомов] суть причины всего остального. А
этих отличий они указывают три: очертания, порядок и положение. Ибо сущее,
говорят они, различается лишь "строем", "соприкосновением") и "поворотом";
из них "строй" - это очертания, "соприкосновение" - порядок, "поворот" -
положение; а именно: А отличается от N очертаниями, AN от NA - порядком, от
N - положением. А вопрос о движении, откуда или каким образом оно у
существующего, и они подобно остальным легкомысленно обошли.
Итак, вот, по-видимому, до каких пределов, как мы сказали, наши
предшественники довели исследование относительно двух причин.
ГЛАВА ПЯТАЯ
В это же время и раньше так называемые пифагорейцы, занявшись
математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала
началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от природы
суть первое, а в числах пифагорейцы усматривали [так им казалось) много
сходного с тем, что существует и возникает, - больше, чем в огне, земле и
воде [например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то -
душа и ум, другое - удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев
точно так же); так как, далее, они видели, что свойства и соотношения,
присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось,
что все остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа -
первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть
элементы всего существующего и что все небо есть гармония и число. И все,
что они могли в числах и гармониях показать согласующимся с состояниями и
частями неба и со всем мироустроением, они сводили вместе и приводили в
согласие друг с другом; и если у них где-то получался тот или иной пробел,
то они стремились восполнить его, чтобы все учение было связным. Я имею в
виду, например, что так как десятка, как им представлялось, есть нечто
совершенное и охватывает всю природу чисел, то и движущихся небесных тел, по
их утверждению, десять, а так как видно только девять, то десятым они
объявляют "противоземлю". В другом сочинении мы это разъяснили подробнее. А
разбираем мы это ради того, чтобы установить, какие же начала они полагают и
как начала эти подходят под упомянутые выше причины.
|
|