Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 8

Такой вывод можно
сделать, изучая его стихи.
Итак, Эмпедокл, как мы говорим, провозгласил такие начала и в таком
количестве. А Левкипп и его последователь Демокрит признают элементами
полноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим, а именно: полное и
плотное - сущим, а пустое и <разреженное> - не-сущим [поэтому они и говорят,
что сущее существует нисколько не больше, чем не-сущее, потому что и тело
существует нисколько не больше, чем пустота), а материальной причиной
существующего они называют и то и другое. И так же как те, кто признает
основную сущность единой, а все остальное выводит из ее свойств, принимая
разреженное и плотное за основания (archai) свойств [вещей], так и Левкипп и
Демокрит утверждают, что отличия [атомов] суть причины всего остального. А
этих отличий они указывают три: очертания, порядок и положение. Ибо сущее,
говорят они, различается лишь "строем", "соприкосновением") и "поворотом";
из них "строй" - это очертания, "соприкосновение" - порядок, "поворот" -
положение; а именно: А отличается от N очертаниями, AN от NA - порядком, от
N - положением. А вопрос о движении, откуда или каким образом оно у
существующего, и они подобно остальным легкомысленно обошли.
Итак, вот, по-видимому, до каких пределов, как мы сказали, наши
предшественники довели исследование относительно двух причин.


ГЛАВА ПЯТАЯ



В это же время и раньше так называемые пифагорейцы, занявшись
математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала
началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от природы
суть первое, а в числах пифагорейцы усматривали [так им казалось) много
сходного с тем, что существует и возникает, - больше, чем в огне, земле и
воде [например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то -
душа и ум, другое - удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев
точно так же); так как, далее, они видели, что свойства и соотношения,
присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось,
что все остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа -
первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть
элементы всего существующего и что все небо есть гармония и число. И все,
что они могли в числах и гармониях показать согласующимся с состояниями и
частями неба и со всем мироустроением, они сводили вместе и приводили в
согласие друг с другом; и если у них где-то получался тот или иной пробел,
то они стремились восполнить его, чтобы все учение было связным. Я имею в
виду, например, что так как десятка, как им представлялось, есть нечто
совершенное и охватывает всю природу чисел, то и движущихся небесных тел, по
их утверждению, десять, а так как видно только девять, то десятым они
объявляют "противоземлю". В другом сочинении мы это разъяснили подробнее. А
разбираем мы это ради того, чтобы установить, какие же начала они полагают и
как начала эти подходят под упомянутые выше причины.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz