|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 123 |
Таким образом,
очевидно, что деятельность первее и способности, и всякого начала изменения.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
А что действительность и лучше и ценнее, нежели способность к благу,-
это ясно вот из чего. То, что обозначается как способное, одинаково способно
к противоположностям; например, то, о чем говорят, что оно способно быть
здоровым, одинаково и в то же самое время способно быть больным: ведь
способность быть здоровым и быть больным, находиться в покое и находиться в
движении, строить и разрушать, быть возводимым и рушиться - [всякий раз]
одна и та же. Таким образом, способность к противоположностям наличествует в
одно и то же время, но сами противоположности не могут наличествовать в одно
и то же время; невозможно также, чтобы [у одного и того же] противоположные
состояния наличествовали в действительности в одно и то же время (например,
невозможно быть [в одно и то же время] и здоровым и больным). Так что благое
должно быть одной из двух противоположностей, а способность - это
способность к той и другой или ни к одной из них. Таким образом,
действительность лучше. В дурном же завершение и действительность
необходимым образом хуже, нежели способность. Ибо то, что обладает
способностью, одинаково способно к обеим противоположностям. Стало быть,
ясно, что дурное не существует помимо [дурных] вещей: ведь по природе оно
хуже способности [к злу]. Значит, в изначальном и вечном нет ничего дурного,
никакого изъяна, ничего порченого (ведь и порча есть нечто дурное).
Также и свойства геометрических фигур обнаруживаются через
деятельность: их обнаруживают посредством проведения линий. А если бы эти
линии уже были проведены, [искомые свойства] были бы очевидны, однако они
содержатся лишь в возможности. Почему углы в треугольнике вместе составляют
два прямых? Потому что углы, примыкающие к одной точке, равны двум прямым;
таким образом, если бы была проведена линия, параллельная одной из сторон,
то при взгляде [на чертеж] сразу стало бы ясно, почему это так. Почему
всякий угол, вписанный в полукруг, прямой? Потому что, если имеются три
равные линии, две из которых образуют основание [вписанного угла], а третья
проведена под прямым углом из середины основания, то достаточно одного
взгляда [на чертеж], чтобы вывод стал ясен тому, кто знает предыдущее
положение. Таким образом, очевидно, что сущее в возможности обнаруживается
через деятельность. И причина этого - то, что мышление есть деятельность.
Так что [в этом смысле] возможность зависит от деятельности, и вот почему
познают, действуя, хотя по возникновению деятельность в каждом отдельном
случае есть нечто последующее [по отношению к возможности].
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О сущем и не-сущем говорится, во-первых, в соответствии с видами
категорий; во-вторых, как о сущем и не-сущем в возможности или
действительности применительно к этим категориям и к тому, что им
противоположно; в-третьих, в самом основном смысле сущее - это истинное и
ложное, что имеет место у вещей через связывание или разъединение, так что
истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное -
связанным, а ложное -тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с
вещами.
|
|