Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 123

Таким образом,
очевидно, что деятельность первее и способности, и всякого начала изменения.




ГЛАВА ДЕВЯТАЯ



А что действительность и лучше и ценнее, нежели способность к благу,-
это ясно вот из чего. То, что обозначается как способное, одинаково способно
к противоположностям; например, то, о чем говорят, что оно способно быть
здоровым, одинаково и в то же самое время способно быть больным: ведь
способность быть здоровым и быть больным, находиться в покое и находиться в
движении, строить и разрушать, быть возводимым и рушиться - [всякий раз]
одна и та же. Таким образом, способность к противоположностям наличествует в
одно и то же время, но сами противоположности не могут наличествовать в одно
и то же время; невозможно также, чтобы [у одного и того же] противоположные
состояния наличествовали в действительности в одно и то же время (например,
невозможно быть [в одно и то же время] и здоровым и больным). Так что благое
должно быть одной из двух противоположностей, а способность - это
способность к той и другой или ни к одной из них. Таким образом,
действительность лучше. В дурном же завершение и действительность
необходимым образом хуже, нежели способность. Ибо то, что обладает
способностью, одинаково способно к обеим противоположностям. Стало быть,
ясно, что дурное не существует помимо [дурных] вещей: ведь по природе оно
хуже способности [к злу]. Значит, в изначальном и вечном нет ничего дурного,
никакого изъяна, ничего порченого (ведь и порча есть нечто дурное).

Также и свойства геометрических фигур обнаруживаются через
деятельность: их обнаруживают посредством проведения линий. А если бы эти
линии уже были проведены, [искомые свойства] были бы очевидны, однако они
содержатся лишь в возможности. Почему углы в треугольнике вместе составляют
два прямых? Потому что углы, примыкающие к одной точке, равны двум прямым;
таким образом, если бы была проведена линия, параллельная одной из сторон,
то при взгляде [на чертеж] сразу стало бы ясно, почему это так. Почему
всякий угол, вписанный в полукруг, прямой? Потому что, если имеются три
равные линии, две из которых образуют основание [вписанного угла], а третья
проведена под прямым углом из середины основания, то достаточно одного
взгляда [на чертеж], чтобы вывод стал ясен тому, кто знает предыдущее
положение. Таким образом, очевидно, что сущее в возможности обнаруживается
через деятельность. И причина этого - то, что мышление есть деятельность.
Так что [в этом смысле] возможность зависит от деятельности, и вот почему
познают, действуя, хотя по возникновению деятельность в каждом отдельном
случае есть нечто последующее [по отношению к возможности].




ГЛАВА ДЕСЯТАЯ



О сущем и не-сущем говорится, во-первых, в соответствии с видами
категорий; во-вторых, как о сущем и не-сущем в возможности или
действительности применительно к этим категориям и к тому, что им
противоположно; в-третьих, в самом основном смысле сущее - это истинное и
ложное, что имеет место у вещей через связывание или разъединение, так что
истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное -
связанным, а ложное -тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с
вещами.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz