Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 176



Так как благое и прекрасное не одно и то же (первое всегда в деянии,
прекрасное же - и в неподвижном), то заблуждаются то, кто утверждает, что
математика ничего не говорит о прекрасном или благом. На самом же деле она
говорит прежде всего о нем и выявляет его. Ведь если она не называет его по
имени, а выявляет его свойства (ergd) и соотношения, то это не значит, что
она не говорит о нем. А важнейшие виды прекрасного - это слаженность,
соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно
их. И так как именно они (я имею в виду, например, слаженность и
определенность) оказываются причиной многого, то ясно, что математика может
некоторым образом говорить и о такого рода причине - о причине в смысле
прекрасного. Яснее мы скажем об этом в другом месте .



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Итак, о том, что математические предметы - это сущее и в каком смысле
они сущее, а также в каком смысле они первее и в каком нет,- об этом
довольно сказанного. Что же касается идей, то прежде всего следует
рассмотреть само учение об идеях, не связывая их с природой чисел, а так,
как их с самого начала понимали те, кто впервые заявил, что есть идеи. К
учению об эйдосах пришли те, кто был убежден в истинности взглядов
Гераклита, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет;
так что если есть знание и разумение чего-то, то помимо чувственно
воспринимаемого должны существовать другие сущности (physeis), постоянно
пребывающие, ибо о текучем знания не бывает. С другой стороны, Сократ
исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие
определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался
этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы
- раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к
числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость,
или супружество. Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так
как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения - это суть
вещи: ведь тогда еще не было диалектического искусства, чтобы можно было,
даже не касаясь сути, рассматривать противоположности, а также познает ли
одна и та же наука противоположности; и в самом деле, две вещи можно по
справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие
определения: и то и другое катается начала знания). Но Сократ не считал
отделенными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же идей отделили
их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и
того же довода, они пришли к выводу, что существуют идеи всего, что
сказывается как общее, и получалось примерно так как если бы кто, желая
произвести подсчет, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему
не по силам, а увеличив их количество, уверовал, что сосчитает. В самом
деле, эйдосов, можно сказать, больше, чем единичных чувственно
воспринимаемых вещей, в поисках причин для которых они от вещей пришли к
эйдосам, ибо для каждого [рода] есть у них нечто одноименное, и помимо
сущностей имеется единое во многом для всего другого - и у окружающих нас
вещей, и у вечных.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz