Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 85

Нельзя, однако, ограничиться только этим утверждением, ибо этого
недостаточно: само это утверждение неясно, и к тому же сущностью оказывается
материя. А именно: если материя не сущность, то от нас ускользает, что бы
еще могло быть ею: ведь когда мы отнимаем все остальное, ничего другого,
очевидно, не остается; а остальное - это состояния тел, произведенное ими и
их способности; длина же, ширина и глубина - это некоторые количества, а не
сущности (ведь количество не сущность), и сущность есть скорее то, чему как
первому все это принадлежит. С другой стороны, когда мы отнимаем длину,
ширину и глубину, мы видим, что ничего не остается, разве только то, что
ограничено ими, если оно что-то есть; так что при таком взгляде материя
должна казаться единственной сущностью. А под материей я разумею то, что
само по себе не обозначается ни как суть вещи (ti), ни как что-то
количественное, ни как что-либо другое, чем определено сущее. В самом деле,
существует нечто, о чем сказывается каждый из этих родов сущего и бытие чего
отличается от бытия каждого из них (ибо все остальное сказывается о
сущности, а сущность - о материи); поэтому последний [субстрат] сам по себе
не есть ни суть вещи, ни что-то количественное, ни какой-либо из остальных
родов сущего, и точно так же не отрицания их: ведь и эти отрицания присущи
ему [лишь] как привходящее.

Так вот, для тех, кто исходит из этих соображений, сущностью
оказывается материя. Но это невозможно: ведь считается, что существовать
отдельно и быть определенным нечто больше всего свойственно сущности, а
потому форму и то, что состоит из того и другого, скорее можно бы было
считать сущностью, нежели материю. Однако сущность, состоящую из того и
другого, т. е. из материи и формы, надо оставить без внимания: она нечто
последующее и очевидное; в некотором смысле очевидна и материя; третий же
вид сущности следует рассмотреть, ибо она больше всего доставляет
затруднения.
Некоторые чувственно воспринимаемые сущности все признают сущностями, а
потому исследовать надлежит прежде всего их. Дело в том, что полезно перейти
к тому, что более понятно. Ведь все люди изучают так: через то, что по
природе менее понятно, переходят к более понятному. И подобно тому как в
своих поступках необходимо исходя из того, что хорошо для каждого, сделать
так, чтобы то, что хорошо вообще, было хорошо для каждого, точно так же при
изучении надлежит исходя из более понятного для отдельного человека сделать
понятное по природе понятным для отдельного человека. Часто же понятное и
первое для отдельных людей [само по себе] мало понятно и заключает в себе
мало или ничего сущего; но все же следует попытаться, начиная с того, что
[само по себе] мало понятно, но понятно для отдельного человека, познать то,
что понятно вообще, переходя, как было сказано, через менее понятное по
природе к более понятному.




ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Так как вначале мы разобрали, сколько значений сущности определено
нами, а одним из таких значений признавалась суть бытия вещи, то надо
исследовать ее.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz