Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 14

В самом деле, мы видим, что элементы возникают друг
из друга, так что огонь и земля не всегда остаются одним и тем же телом (об
этом сказано в сочинении о природе); а о причине движущихся тел, принимать
ли одну такую причину или две, - об этом, надо полагать, у него совсем не
сказано сколько-нибудь правильно или обоснованно. И вообще те, кто говорит
таким образом, вынуждены отвергать превращение, ибо не может у них
получиться ни холодное из теплого, ни теплое из холодного. В самом деле,
тогда что-то должно было бы испытать эти противоположные состояния и должно
было бы существовать какое-то одно естество, которое становилось бы огнем и
водой, а это Эмпедокл отрицает.
Что касается Анаксагора, то если предположить, что он принимает два
элемента, такое предположение больше всего соответствовало бы его учению,
хотя сам он отчетливо об этом не говорит; однако он необходимо последовал бы
за теми, кто направил бы его к этому. Конечно, нелепо и вздорно утверждать,
что все изначально находилось в смешении, - и потому, что оно в таком случае
должно было бы ранее существовать в несмешанном виде, и потому, что от
природы не свойственно смешиваться чему попало с чем попало, а кроме того, и
потому, что состояния и привходящие свойства отделялись бы в таком случае от
сущностей (ведь то, что смешивается, может и разъединяться); однако если
следовать за Анаксагором, разбирая вместе с ним то, что он хочет сказать, то
его учение показалось бы, пожалуй, созвучным нашему времени. Ведь ясно, что,
когда ничего не было различено, об этой сущности ничего нельзя было
правильно сказать; я имею в виду, например, что она не была ни белого, ни
черного, ни серого или иного цвета, а необходимо была бесцветной, иначе у
нее был бы какой-нибудь из этих цветов. Подобным же образом и на этом же
самом основании она была без вкуса и унес не было и никакого другого из
подобных свойств. Ибо она не могла бы быть ни качеством, ни количеством, ни
определенным нечто; иначе у нее была бы какая-нибудь из так называемых
частичных форм (еде), а это невозможно, раз все находилось в смешении; ведь
в таком случае она была бы уже выделена, а между тем Анаксагор утверждает,
что все было смешано, кроме ума, и лишь один ум несмешан и чист. Исходя из
этого, Анаксагор должен был бы сказать, что единое [ведь оно просто и
несмешанно) и "иное" (оно соответствует неопределенному, которое мы
признаем, до того как оно стало определенным и причастным какой-нибудь
форме) суть начала. Так что хотя он и выражает свои мысли неправильно и
неясно, однако хочет сказать что-то близкое к тому, что говорят позднейшие
философы и что в настоящее время более очевидно.
Эти философы, однако, склонны рассуждать только о возникновении,
уничтожении и движении: ведь и начала и причины они исследуют почто
исключительно в отношении такого рода сущности. А те, кто рассматривает все
сущее в совокупности, а из сущего одно признает чувственно воспринимаемым, а
другое - невоспринимаемым чувствами, явно исследуют оба этих рода, и поэтому
можно было бы подробнее остановиться на них, выясняя, что сказано у них
правильно или неправильно для настоящего исследования.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz