Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 42

Что
же касается опровергающего доказательства, то оно, по-моему, отличается от
обычного доказательства: относительно того, кто приводит обычное
доказательство, можно было бы полагать, что он предвосхищает то, что вначале
подлежит доказательству; если же в этом повинен другой, то имеется уже
опровержение, а не доказательство. Исходная точка всех подобных доводов
состоит не в том, чтобы требовать [от противника] признать, что нечто или
существует, или не существует (это можно было бы, пожалуй, принять за
предвосхищение того, что вначале подлежит доказательству), а в том, чтобы
сказанное им хоть что-то означало и для него, и для другого; это ведь
необходимо, если только он что-то высказывает, иначе он ничего не говорит ни
себе, ни другому. Но если такую необходимость признают, то доказательство
уже будет возможно; в самом деле, тогда уже будет налицо нечто определенное.
Однако почву для ведения доказательства создает не тот, кто доказывает, а
тот, кто поддерживает рассуждение: возражая против рассуждений, он
поддерживает рассуждение. А кроме того, тот, кто с этим согласился,
согласился и с тем, что есть нечто истинное и помимо доказательства, <так
что не может что-либо [в одно и то же время] обстоять так и иначе>.

Прежде всего, таким образом, ясно, что верно по крайней мере то, что
слово "быть" или слово "не быть" обозначает нечто определенное,
следовательно, не может что-либо [в одно и то же время] обстоять так и не
так. Далее, если "человек" означает что-то одно, то пусть это будет
"двуногое живое существо". Под "означает что-то одно" я разумею, что если
"человек" есть вот это, то для того, кто есть человек, "быть человеком"
будет означать именно вот это (не важно при этом, если кто скажет, что слово
имеет больше одного значения, лишь бы их было определенное число; в таком
случае для каждого значения можно было бы подобрать особое имя; я имею в
виду, например, если бы кто сказал, что "человек" имеет не одно значение, а
несколько и "двуногое живое существо" - лишь одно из них, а кроме того,
имелось бы и несколько других, число которых было бы, однако, определенно,
то для каждого значения можно было бы подобрать особое имя. Если же это было
бы не так, а сказали бы, что слово имеет бесчисленное множество значений, то
совершенно очевидно, что речь была бы невозможна; в самом деле, не означать
что-то одно - значит ничего не означать; если же слова ничего
[определенного] не обозначают, то конец всякому рассуждению за и против, а в
действительности - и в свою защиту, ибо невозможно что-либо мыслить, если не
мыслят что-то одно; а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно
будет подобрать одно имя).

Итак, слово, как это было сказано вначале, что-то обозначает, и притом
что-то одно. Тогда "быть человеком" не может означать то же, что "не быть
человеком", если "человек" означает не только [нечто] относительно чего-то
одного, но и само это одно (ведь мы полагаем, что "означать нечто одно" -
это не то, что "означать [нечто] относительно чего-то одного", иначе и
"образованное", и "бледное", и "человек" означали бы одно [и то же], и,
следовательно, все было бы одним, ибо все было бы однозначно).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz