|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 118 |
И в этом различии
одна сторона пусть означает действительность, другая - возможное. Не обо
всем говорится в одинаковом смысле, что оно есть в действительности, разве
только в смысле соответствия одного другому, а именно: как одно находится в
другом или относится к другому, так третье находится в четвертом или
относится к четвертому, ибо одни относятся другу к другу, как движение
относится к способности, другие - как сущность к какой-нибудь материи.
А о беспредельном, пустом и другом тому подобном говорят как о
возможном и действительном но в том смысле, в каком говорят о большинстве
вещей, например о видящем, идущем и видимом. О только что перечисленном
можно иногда говорить истину и без оговорок (ведь видимое - это, с одной
стороны, то, что видят, а с другой - то, что можно видеть); беспредельное же
существует в возможности не в том смысле, что оно когда-то будет
существовать отдельно в действительности, оно таково лишь для познания. Из
того, что делению нет конца, следует, что действительность [у
беспредельного] имеется в возможности, но не следует, что беспредельное
существует отдельно.
Ни одно из действий, имеющих предел, не есть цель, а все они направлены
на цель, например цель похудания - худоба; но когда худеющий находится в
таком движении, которое происходит не ради похудания, это движение не
действие или по крайней мере не законченное действие (ибо оно не есть цель);
но если в движении заключена цель, то оно и есть действие. Так, например,
человек видит - и тем самым увидел, размышляет - и тем самым размыслил,
думает - и тем самым подумал (но нельзя сказать, что он учится - и тем самым
научился или лечится - и тем самым вылечился) ; и он живет хорошо - и тем
самым уже жил хорошо, он счастлив - и тем самым уже был счастлив. Иначе
действие это уже должно было бы когда-нибудь прекратиться, так, как когда
человек худеет; здесь это не так, а, [например], он живет - и уже жил.
Поэтому первые надо называть движениями, вторые - осуществлениями. Ведь
всякое движение незакончено - похудание, учение, ходьба, строительство; это,
разумеется, движения и именно незаконченные. Ибо неверно, что человек в одно
и то же время идет и уже сходил, строит дом и уже построил его, возникает и
уже возник или двигается и уже подвинулся,- все это разное, и также разное
"движет" и "подвинул". Но одно и то же существо в то же время увидело и
видит, а также думает и подумало. Так вот, такое действие я называю
осуществлением, а то - движением. Таким образом, из этих и им подобных
рассуждений должно быть нам ясно, что такое сущее в действительности и
каково оно.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
А когда та или другая вещь есть в возможности и когда нет,- это надо
выяснить: ведь не в любое время она в возможности. Например, есть ли земля
человек в возможности или нет, а скорее, когда она уже стала семенем? А
может быть, даже и не тогда, так же как и врачебным искусством или в силу
стечения обстоятельств не может быть излечено все что угодно, а имеется
нечто способное к этому, а таково здоровое и возможности.
|
|