Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 118

И в этом различии
одна сторона пусть означает действительность, другая - возможное. Не обо
всем говорится в одинаковом смысле, что оно есть в действительности, разве
только в смысле соответствия одного другому, а именно: как одно находится в
другом или относится к другому, так третье находится в четвертом или
относится к четвертому, ибо одни относятся другу к другу, как движение
относится к способности, другие - как сущность к какой-нибудь материи.

А о беспредельном, пустом и другом тому подобном говорят как о
возможном и действительном но в том смысле, в каком говорят о большинстве
вещей, например о видящем, идущем и видимом. О только что перечисленном
можно иногда говорить истину и без оговорок (ведь видимое - это, с одной
стороны, то, что видят, а с другой - то, что можно видеть); беспредельное же
существует в возможности не в том смысле, что оно когда-то будет
существовать отдельно в действительности, оно таково лишь для познания. Из
того, что делению нет конца, следует, что действительность [у
беспредельного] имеется в возможности, но не следует, что беспредельное
существует отдельно.

Ни одно из действий, имеющих предел, не есть цель, а все они направлены
на цель, например цель похудания - худоба; но когда худеющий находится в
таком движении, которое происходит не ради похудания, это движение не
действие или по крайней мере не законченное действие (ибо оно не есть цель);
но если в движении заключена цель, то оно и есть действие. Так, например,
человек видит - и тем самым увидел, размышляет - и тем самым размыслил,
думает - и тем самым подумал (но нельзя сказать, что он учится - и тем самым
научился или лечится - и тем самым вылечился) ; и он живет хорошо - и тем
самым уже жил хорошо, он счастлив - и тем самым уже был счастлив. Иначе
действие это уже должно было бы когда-нибудь прекратиться, так, как когда
человек худеет; здесь это не так, а, [например], он живет - и уже жил.
Поэтому первые надо называть движениями, вторые - осуществлениями. Ведь
всякое движение незакончено - похудание, учение, ходьба, строительство; это,
разумеется, движения и именно незаконченные. Ибо неверно, что человек в одно
и то же время идет и уже сходил, строит дом и уже построил его, возникает и
уже возник или двигается и уже подвинулся,- все это разное, и также разное
"движет" и "подвинул". Но одно и то же существо в то же время увидело и
видит, а также думает и подумало. Так вот, такое действие я называю
осуществлением, а то - движением. Таким образом, из этих и им подобных
рассуждений должно быть нам ясно, что такое сущее в действительности и
каково оно.



ГЛАВА СЕДЬМАЯ



А когда та или другая вещь есть в возможности и когда нет,- это надо
выяснить: ведь не в любое время она в возможности. Например, есть ли земля
человек в возможности или нет, а скорее, когда она уже стала семенем? А
может быть, даже и не тогда, так же как и врачебным искусством или в силу
стечения обстоятельств не может быть излечено все что угодно, а имеется
нечто способное к этому, а таково здоровое и возможности.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz