Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 51



Вообще если существует одно лишь чувственно воспринимаемое, то не было
бы ничего, если бы не было одушевленных существ, ибо тогда не было бы
чувственного восприятия. Что в таком случае не было бы ни чувственно
воспринимаемых свойств, ни чувственных восприятий - это, пожалуй, верно (ибо
они суть то или другое состояние того, кто воспринимает), но чтобы не
существовали те предметы, которые вызывают чувственное восприятие, хотя бы
самого восприятия и не было, - это невозможно. Ведь чувственное восприятие,
конечно же, не воспринимает самого себя, а имеется и нечто иное помимо
восприятия, что необходимо первее его, ибо то, что движет по природе, первее
движимого, и дело не меняется от того, соотносят их друг с другом или нет.




ГЛАВА ШЕСТАЯ



И среди тех, кто убежден в правильности таких воззрений, и тех, кто
только говорит о них, некоторые испытывают вот какое сомнение: они
спрашивают, кто же судит о том, кто в здравом уме, и кто вообще правильно
судит о каждой вещи. Испытывать такого рода сомнения-это все равно что
сомневаться в том, спим ли мы сейчас или бодрствуем. А смысл всех подобных
сомнений один и тот же. Те, кто их испытывает, требуют для всего
обоснования; ведь они ищут начало и хотят его найти с помощью
доказательства, хотя по их действиям ясно, что они в этом не убеждены. Но,
как мы сказали, это их беда: они ищут обоснования для того, для чего нет
обоснования; ведь начало доказательства не есть [предмет] доказательства.

Их легко можно было бы в этом убедить (ведь постичь это нетрудно); но
те, кто ищет в рассуждении лишь [словесного] одоления, ищут невозможного,
ибо они требуют, чтобы указали им на противоположное, тогда как они с самого
начала говорят противоположное. Если же не все есть соотнесенное, а кое-что
существует и само по себе, то уже не все, что представляется, может быть
истинным; в самом деле, то, что представляется, представляется кому-нибудь,
а потому тот, кто говорит, что все представляемое истинно, все существующее
признает соотнесенным. Поэтому те, кто ищет в рассуждении лишь [словесного]
одоления, а вместе с тем требует поддержки своих положений, должны принимать
в соображение, что то, что представляется, существует не [вообще], а лишь
для того, кому оно представляется, когда, как и в каких условиях оно
представляется. Если же они хотя и будут поддерживать свои положения, но не
таким именно образом, то скоро окажется, что они сами себе противоречат.
Действительно, одно и то же может казаться на вид медом, а на вкус нет, и
так как у нас два глаза, то для каждого в отдельности оно может иметь не
один и тот же вид, если оба видят не одинаково. Тем, кто по упомянутым
прежде причинам признает истинным все, что представляется, и на этом
основании утверждает, что все одинаково ложно и истинно (ведь не всем вещь
представляется одной и той же и даже одному и тому же человеку - не всегда
одной и той же, а часто в одно и то же время имеются о ней противоположные
представления; так, если заложить палец за палец, то осязание принимает за
две вещи то, относительно чего зрение показывает, что это одна вещь), [мы
ответим: да], но представляемое не одинаково ложно и истинно для одного и
того же восприятия одним и тем же чувством при одних и тех же условиях и в
одно и то же время; так что с этими [оговорками] представляемое будет, можно
сказать, истинно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz