|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 69 |
Из того, что называется количеством как
привходящее, одно называется так в том же смысле, в каком говорилось, что
образованное и бледное суть количество, поскольку то, чему они присущи, есть
некоторое количество; а другое есть количество в том же смысле, в каком
движение и время суть количества; и они ведь называются некоторым
количеством и непрерывным, поскольку делимо то, свойства чего они есть. Я
имею при этом в виду не то, что движется, а то [расстояние], на которое оно
продвинулось: именно потому, что это расстояние есть некоторое количество, и
движение есть количество а время есть количество потому, что движение есть
количество.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть
живое существо такого-то качества, потому что он двуногое существо а лошадь
- потому что четвероногое и круг - фигура такого-то качества, ибо он фигура
без углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество.
Таким образом, в одном смысле качеством называется видовое отличие в
сущности, а в другом говорится о качестве в отношении неподвижного а именно
в отношении математических предметов; так, числа имеют определенное
качество, например числа сложные и простирающиеся не в одном только
направлении, а такие, подобие которых плоскость и имеющее объем (сюда
принадлежат числа, единожды и дважды помноженные сами на себя); и таково
вообще то, что входит в сущность чисел помимо количества, ибо сущность
каждого числа - это то, что оно единожды, например: сущность шести - не то,
что имеется в шести дважды или трижды, а то, что оно единожды, ибо шесть
есть единожды шесть; состояния движущихся сущностей, например тепло и холод,
белизна и чернота, тяжесть и легкость и все тому подобное, изменение чего
дает основание говорить, что и тела становятся другими. О качестве говорится
и применительно к добродетели и пороку и вообще к дурному и хорошему.
Итак, о качестве можно, пожалуй, говорить в двух смыслах, причем один
из них-важнейший, а именно качество в первичном смысле - это видовое отличие
сущности (сюда принадлежит и то качество, которое имеется в числах, ибо оно
есть различие в сущностях, но не движущихся, или не поскольку они движутся).
А в другом смысле называются качеством состояния движущегося, поскольку оно
движется, и различия в движениях. Добродетель и порок принадлежат к этим
состояниям: они указывают на различия в движении или деятельности, в
соответствии с которыми находящееся в движении действует или испытывает
действие хорошо или плохо: ведь то, что способно двигаться или действовать
вот так-то, хорошо, а то, что способно к этому вот так-то, а именно
наоборот, - плохо. Хорошее и дурное означает качество больше всего у
одушевленных существ, а из них особенно у тех, кто может действовать
преднамеренно.
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
Соотнесенным называется то, что относится как двойное к половинному,
как тройное к трети и вообще как то, что в несколько раз больше, к тому, что
в несколько раз меньше, и как превышающее к превышаемому; то, что относится
как способное нагревать к нагреваемому, то, что может разрезать, - к
разрезаемому, и вообще то, что может делать, - к претерпеваемому; то, что
относится как измеримое к мере, познаваемое - к познанию и чувственно
воспринимаемое - к чувственному восприятию.
|
|