Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 69

Из того, что называется количеством как
привходящее, одно называется так в том же смысле, в каком говорилось, что
образованное и бледное суть количество, поскольку то, чему они присущи, есть
некоторое количество; а другое есть количество в том же смысле, в каком
движение и время суть количества; и они ведь называются некоторым
количеством и непрерывным, поскольку делимо то, свойства чего они есть. Я
имею при этом в виду не то, что движется, а то [расстояние], на которое оно
продвинулось: именно потому, что это расстояние есть некоторое количество, и
движение есть количество а время есть количество потому, что движение есть
количество.




ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ



Качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть
живое существо такого-то качества, потому что он двуногое существо а лошадь
- потому что четвероногое и круг - фигура такого-то качества, ибо он фигура
без углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество.
Таким образом, в одном смысле качеством называется видовое отличие в
сущности, а в другом говорится о качестве в отношении неподвижного а именно
в отношении математических предметов; так, числа имеют определенное
качество, например числа сложные и простирающиеся не в одном только
направлении, а такие, подобие которых плоскость и имеющее объем (сюда
принадлежат числа, единожды и дважды помноженные сами на себя); и таково
вообще то, что входит в сущность чисел помимо количества, ибо сущность
каждого числа - это то, что оно единожды, например: сущность шести - не то,
что имеется в шести дважды или трижды, а то, что оно единожды, ибо шесть
есть единожды шесть; состояния движущихся сущностей, например тепло и холод,
белизна и чернота, тяжесть и легкость и все тому подобное, изменение чего
дает основание говорить, что и тела становятся другими. О качестве говорится
и применительно к добродетели и пороку и вообще к дурному и хорошему.

Итак, о качестве можно, пожалуй, говорить в двух смыслах, причем один
из них-важнейший, а именно качество в первичном смысле - это видовое отличие
сущности (сюда принадлежит и то качество, которое имеется в числах, ибо оно
есть различие в сущностях, но не движущихся, или не поскольку они движутся).
А в другом смысле называются качеством состояния движущегося, поскольку оно
движется, и различия в движениях. Добродетель и порок принадлежат к этим
состояниям: они указывают на различия в движении или деятельности, в
соответствии с которыми находящееся в движении действует или испытывает
действие хорошо или плохо: ведь то, что способно двигаться или действовать
вот так-то, хорошо, а то, что способно к этому вот так-то, а именно
наоборот, - плохо. Хорошее и дурное означает качество больше всего у
одушевленных существ, а из них особенно у тех, кто может действовать
преднамеренно.




ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ



Соотнесенным называется то, что относится как двойное к половинному,
как тройное к трети и вообще как то, что в несколько раз больше, к тому, что
в несколько раз меньше, и как превышающее к превышаемому; то, что относится
как способное нагревать к нагреваемому, то, что может разрезать, - к
разрезаемому, и вообще то, что может делать, - к претерпеваемому; то, что
относится как измеримое к мере, познаваемое - к познанию и чувственно
воспринимаемое - к чувственному восприятию.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz