Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 112

И так же как определенное
число не может быть большим или меньшим, точно так же не может быть такой
сущность как форма, разве только сущность, соединенная с материей. Итак,
ограничимся вот этими разъяснениями относительно возникновения и уничтожения
того, что называется сущностью, в каком смысле это возможно и в каком нет, и
равным образом относительно сведения сущности к числу.



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Что же касается сущности материальной, то не надо упускать из виду,
что, если даже все происходит из одного и того же первоначала или из одних и
тех же первоначал и материя как начало всего возникающего одна и та же, тем
не менее каждая вещь имеет некоторую свойственную лишь ей материю, например:
первая материя слизи - сладкое и жирное, желчи - горькое или еще что-нибудь,
хотя, гложет быть, они происходят из одной и той же материи. А несколько
материй бывает у одного и того же тогда, когда одна материя есть материя для
другой, например: слизь возникает из жирного и сладкого, если жирное
возникает из сладкого, а из желчи возникает слизь, поскольку желчь,
разлагаясь, обращается в свою первую материю. Ибо одно возникает из другого
двояко - или оно есть дальнейшее развитие другого, или это другое обратилось
в свое начало. С другой стороны, из одной материи могут возникать различные
вещи, если движущая причина разная, например из дерева - и ящик и ложе. А у
некоторых вещей, именно потому, что они разные, материя необходимо должна
быть разной, например: пила не может получиться из дерева, и это не зависит
от движущей причины: ей не сделать пилу из шерсти или дерева. Если поэтому
одно и то же может быть сделано из разной материи, то ясно, что искусство,
т. е. движущее начало, должно быть одно и то же: ведь если бы и материя и
движущее были разными, то разным было бы и возникшее. Так вот, если
отыскивают причину, то, поскольку о ней можно говорить в разных значениях,
следует указывать все причины, какие возможно. Например: что составляет
материальную причину человека? Не месячные ли выделения? А что - как
движущее? Не семя ли? Что - как форма? Суть его бытия. А что - как конечная
причина? Цель (и те и другое, пожалуй, одно и то же). А причины следует
указывать ближайшие;



* КНИГА ДЕВЯТАЯ *




ГЛАВА ПЕРВАЯ



Итак, сказано о сущем в первичном смысле, т. е. о том, к чему относятся
все другие роды сущего, именно о сущности. Ибо все другое обозначают как
сущее, связывая его с мыслью о сущности: количество, и качество, и все
остальное, о чем говорится как о сущем; в [мысли о] каждом из них должна
содержаться мысль о сущности, как мы указали в наших предыдущих
рассуждениях.
А так как о сущем говорится, с одной стороны, как о сути вещи, качестве
или количестве, с другой - в смысле возможности и действительности, или
осуществлении, то исследуем также более подробно различие между возможностью
и действительностью; и прежде всего между нею и возможностью в самом
собственном смысле слова, который, однако, не имеет значения для нашей
настоящей цели.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz