|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 112 |
И так же как определенное
число не может быть большим или меньшим, точно так же не может быть такой
сущность как форма, разве только сущность, соединенная с материей. Итак,
ограничимся вот этими разъяснениями относительно возникновения и уничтожения
того, что называется сущностью, в каком смысле это возможно и в каком нет, и
равным образом относительно сведения сущности к числу.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Что же касается сущности материальной, то не надо упускать из виду,
что, если даже все происходит из одного и того же первоначала или из одних и
тех же первоначал и материя как начало всего возникающего одна и та же, тем
не менее каждая вещь имеет некоторую свойственную лишь ей материю, например:
первая материя слизи - сладкое и жирное, желчи - горькое или еще что-нибудь,
хотя, гложет быть, они происходят из одной и той же материи. А несколько
материй бывает у одного и того же тогда, когда одна материя есть материя для
другой, например: слизь возникает из жирного и сладкого, если жирное
возникает из сладкого, а из желчи возникает слизь, поскольку желчь,
разлагаясь, обращается в свою первую материю. Ибо одно возникает из другого
двояко - или оно есть дальнейшее развитие другого, или это другое обратилось
в свое начало. С другой стороны, из одной материи могут возникать различные
вещи, если движущая причина разная, например из дерева - и ящик и ложе. А у
некоторых вещей, именно потому, что они разные, материя необходимо должна
быть разной, например: пила не может получиться из дерева, и это не зависит
от движущей причины: ей не сделать пилу из шерсти или дерева. Если поэтому
одно и то же может быть сделано из разной материи, то ясно, что искусство,
т. е. движущее начало, должно быть одно и то же: ведь если бы и материя и
движущее были разными, то разным было бы и возникшее. Так вот, если
отыскивают причину, то, поскольку о ней можно говорить в разных значениях,
следует указывать все причины, какие возможно. Например: что составляет
материальную причину человека? Не месячные ли выделения? А что - как
движущее? Не семя ли? Что - как форма? Суть его бытия. А что - как конечная
причина? Цель (и те и другое, пожалуй, одно и то же). А причины следует
указывать ближайшие;
* КНИГА ДЕВЯТАЯ *
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Итак, сказано о сущем в первичном смысле, т. е. о том, к чему относятся
все другие роды сущего, именно о сущности. Ибо все другое обозначают как
сущее, связывая его с мыслью о сущности: количество, и качество, и все
остальное, о чем говорится как о сущем; в [мысли о] каждом из них должна
содержаться мысль о сущности, как мы указали в наших предыдущих
рассуждениях.
А так как о сущем говорится, с одной стороны, как о сути вещи, качестве
или количестве, с другой - в смысле возможности и действительности, или
осуществлении, то исследуем также более подробно различие между возможностью
и действительностью; и прежде всего между нею и возможностью в самом
собственном смысле слова, который, однако, не имеет значения для нашей
настоящей цели.
|
|