Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 143



Так же как математик исследует отвлеченное (ведь он исследует, опуская
все чувственно воспринимаемое, например тяжесть и легкость, твердость и
противоположное им, а также тепло и холод и все остальные чувственно
воспринимаемые противоположности, и оставляет только количественное и
непрерывное, у одних - в одном измерении, у других - в двух, у третьих - в
трех, и рассматривает свойства их, поскольку они количество и непрерывное, а
не с какой-либо другой стороны, и в одних случаях он рассматривает взаимное
положение предметов и свойственное ему, в других - их соизмеримость и
несоизмеримость, в третьих - их соотношение, но тем не менее мы для всего
этого полагаем одну и ту же науку - геометрию), точно так же обстоит дело и
с исследованием сущего. Ибо исследовать то, что составляет привходящие
свойства сущего как такового и противоположности его как сущего, - это дело
не какой-либо другой науки, а только философии. Ведь на долю учения о
природе можно бы отнести исследование предметов, не поскольку они сущее, а
скорее поскольку они причастны движению. Диалектика же и софистика имеют,
правда, дело с привходящими свойствами вещей, но не поскольку они сущее, и
не занимаются самим сущим как таковым. Поэтому остается только философу
исследовать то, о чем шла речь выше, поскольку оно сущее. А так как о сущем,
при всем различии его значений, говорится в отношении чего-то единого и
общего [всем] и таким же образом говорится и о противоположностях (они
сводимы к первичным противоположностям и различиям сущего), а исследование
такого рода вещей может быть делом одной науки, то тем самым устраняется,
по-видимому, указанное в начале затруднение - я имею в виду вопрос, как
может одна наука исследовать многие и притом различные по роду вещи.




ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Хотя математик на свой лад и пользуется общими положениями, но начала
математики должна исследовать первая философия. В самом деле, положение
"Если от равного отнять равное, то остатки будут равны" обще для всего
количественного, а математика исследует, применяя его к определенной части
своего предмета, например: к линиям, или углам, или к числам, или к чему-то
другому количественному, однако не поскольку они сущее, а поскольку каждое
из них есть нечто непрерывное в одном, двух или трех измерениях; философия
же не рассматривает частичного, в какой мере что-то присуще ему как
привходящее, а исследует каждое такое частичное лишь по отношению к сущему
как сущему. Так же, как с математикой, обстоит дело и с учением о природе:
привходящие свойства и начала вещей учение о природе рассматривает,
поскольку эти вещи суть движущееся, а не поскольку они существующее (между
тем о первой науке мы сказали, что она имеет дело с ними [1] поскольку ее
предметы суть существующее, а не поскольку они суть нечто разное); поэтому и
учение о природе, и математику следует считать лишь частями мудрости.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz