|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 135 |
Множество же не противоположно ни
малому (малому противоположно многое, как превышающее множество - множеству
превышаемому), ни единому во всех его значениях; однако единому оно
противоположно, во-первых, в том смысле, что, как было сказано, само оно
делимо, тогда как единое неделимо; во-вторых, в том смысле, что они
соотнесены друг с другом, как знание с тем, что познается, если множество
есть число, а единое - мера.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Так как у противоположностей может быть нечто промежуточное и у
некоторых оно действительно бывает, то промежуточное необходимо слагается из
противоположностей. Ибо все промежуточное принадлежит к тому же самому роду,
что и то, промежуточное чего оно есть. В самом деле, промежуточным мы
называем то, во что вещь, которая изменяется, должны раньше измениться
(например, если переходить через самые малые промежутки от крайней струны
лиры к самой высокой, то раньше придешь к промежуточным звукам, а у цветов -
если идти от белого цвета к черному - раньше к алому и серому цвету, нежели
к черному; и подобным же образом у всего остального); а переход из одного
рода в другой невозможен, разве что привходящим образом, например от цвета к
фигуре [1] Таким образом, промежуточное должно принадлежать к одному и тому
же роду - как одно промежуточное с другим, так и с тем, для чего оно
промежуточное.
С другой стороны, все промежуточное находится между определенными
противолежащими друг другу вещами, ибо только среди них одних может
происходить изменение само по себе (поэтому нет промежуточного между вещами,
не противолежащими друг другу, ибо иначе изменение происходило бы и у вещей,
не противолежащих друг другу). А из видов противоположения противоречие не
имеет ничего промежуточного (ведь противоречие означает именно такое
противопоставление, в котором одна из обеих сторон присуща любой вещи, т. е.
не имеет ничего промежуточного) , а из других видов противолежания одно -
это соотнесенность, другое - лишенность, третье - противоположности. Из
соотнесенных же те, которые не противоположны друг другу, не имеют ничего
промежуточного; это потому, что они не принадлежат к одному и тому же роду
(в самом деле, что может быть промежуточного между знанием и тем, что
познается?). Но между большим и малым такое промежуточное есть.
А если промежуточное, как было доказано, принадлежит к одному и тому же
роду и оно промежуточное между противоположностями, то оно необходимо
состоит из этих противоположностей. В самом деле, у этих противоположностей
или будет какой-нибудь [общий] род, или нет. И если такой род существует
таким образом, что он есть нечто предшествующее этим противоположностям, то
предшествующими - противоположными друг другу - будут те видовые отличия,
которые образовали противоположности как виды рода, ибо виды состоят из рода
и видовых отличий (например, если белое и черное - противоположности, причем
первое есть цвет, рассеивающий зрение, а второе - цвет, собирающий его [2]
то эти видовые отличия - "рассеивающее" и "собирающее" - суть нечто
предшествующее; так что и они предшествующие противоположности).
|
|