|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 29 |
Далее и
те, кто признает несколько элементов для тел, и те, кто признает лишь один,
считают началами то, из чего тела слагаются и из чего они образовались; так,
например, Эмпедокл утверждает, что огонь, вода и то, что между ними ], - это
те элементы, из которых как составных частей слагаются вещи, но не
обозначает их как роды вещей. Кроме того, и в отношении других вещей,
например ложа, если кто хочет усмотреть его природу, то, узнав, из каких
частей оно создано и как эти части составлены, он в этом случае узнает его
природу.
На основании этих рассуждений можно сказать, что роды не начала вещей.
Но поскольку мы каждую вещь познаем через определения, а начала определений
- это роды, необходимо, чтобы роды были началами и определяемого; и если
приобрести знание вещей - значит приобрести знание видов, сообразно с
которыми вещи получают свое название, то роды во всяком случае начала для
видов. И некоторые из тех, кто признает элементами вещей единое и сущее или
большое и малое, также, по-видимому, рассматривают их как роды.
Однако нельзя, конечно, говорить о началах и в том и в другом смысле:
обозначение (logos) сущности одно; а между тем определение через роды и
определение, указывающее составные части [вещи], разные.
Кроме того, если роды уж непременно начала, то следует ли считать
началами первые роды или же те, что как последние сказываются о единичном?
Ведь и это спорно. Если общее всегда есть начало в большей мере, то,
очевидно, началами будут высшие роды: такие роды оказываются ведь обо всем.
Поэтому у существующего будет столько же начал, сколько есть первых родов,
так что и сущее и единое будут началами и сущностями: ведь в особенности они
сказываются обо всем существующем. А между тем ни единое, ни сущее не может
быть родом для вещей. Действительно, у каждого рода должны быть видовые
отличия, и каждое такое отличие должно быть одним, а между тем о своих
видовых отличиях не могут сказываться ни виды рода, ни род отдельно от своих
видов, так что если единое или сущее - род, то ни одно видовое отличие не
будет ни сущим, ни единым. Но не будучи родами, единое и сущее не будут и
началами, если только роды действительно начала.
Далее, и каждое промежуточное, взятое вместе с видовыми отличиями,
должно быть, согласно этому взгляду, родом, вплоть до неделимых [видов]
(теперь же некоторое такое промежуточное считается родами, некоторое нет);
кроме того, видовые отличия были бы началами в еще большей мере, чем роды;
но если и они начала, то, можно сказать, получится бесчисленное множество
начал, в особенности если признавать началом первый род.
Если, с другой стороны, единое в большей мере начало, единое же
неделимо, а неделимым что бы то ни было бывает или по количеству, или по
виду, причем неделимое по виду первое, а роды делимы на виды, то в большей
мере единым было бы скорее то, что сказывается как последнее, ибо "человек"
не род для отдельных людей.
|
|