Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 167

Движение планет, по мнению Евдокса, происходит у каждой в
четырех сферах, и из них первая и вторая - те же, что и указанные выше (ведь
сфера неподвижных звезд есть сфера, несущая с собой все [другие] , и та,
которая расположена ниже и имеет движение по кругу, проходящему посредине
созвездий зодиака, также общая для всех); у третьей сферы всех планет полюсы
находятся на круге, который проходит посредине созвездий зодиака, а движение
четвертой совершается по кругу, наклоненному к среднему кругу третьей; и
полюсы третьей сферы у каждой из других планет свои, а у Афродиты и Гермеса
одни и те же.

У Каллиппа расположение сфер такое же, что и у Евдокса , и количество
их для Зевса и Кроноса он отводил одинаковое с Евдоксом, но для Солнца и для
Луны, по его мнению, надо было еще прибавлять по две сферы, если хотят
объяснить наблюдаемые явления, а для каждой из остальных планет - по одной.

Однако если эти сферы должны в своей совокупности объяснять наблюдаемые
явления, то необходимо, чтобы для каждой планеты существовали другие сферы -
числом меньше на одну,- такие, которые бы каждый раз поворачивали обратно и
приводили в то же самое положение первую сферу светила, расположенного ниже,
ибо только так может вся совокупность сфер производить движение планет. А
так как [основных] сфер, в которых вращаются планеты, одних имеется восемь,
других - двадцать пять и из них не требуют возвращения назад только те, в
которых движется планета, расположенная ниже всего, то сфер, возвращающих
назад сферы первых двух планет, будет шесть, а тех, которые возвращают назад
сферы последующих четырех,- шестнадцать; и, таким образом, число всех сфер -
и тех, которые несут планеты, и тех, которыми эти последние возвращаются
обратно, - пятьдесят пять. А если для Луны и для Солнца не прибавлять тех
движений, которые мы указали, то всех сфер будет сорок семь .

Таким образом, пусть число сфер будет таким, а потому сущностей и
неподвижных начал, (как и чувственно воспринимаемых), также следует с
вероятностью предположить столько же (говорить здесь о необходимости
предоставим более сильным). Если же не может быть никакого пространственного
движения, которое не побуждало бы к движению того или другого светила, если
же, далее, всякую самобытность (physis) и всякую сущность, не подверженную
ничему и самое по себе достигшую наивысшего, надо рассматривать как цель, то
не может быть никакой другой сущности (physis), кроме указанных выше, а
число сущностей необходимо должно быть именно это. Ведь если существуют
какие-то другие, они приводили бы в движение, будучи целью пространственного
движения. Между тем невозможно, чтобы были другие движения помимо
упомянутых. И это можно с вероятностью предположить, рассматривая
находящиеся в движении тела. Если все, что движет в пространстве,
естественно существует ради того, что движется, и всякое пространственное
движение есть движение чего-то движущегося, то всякое пространственное
движение происходит не ради него самого или ради другого движения, а ради
светил.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz