|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 182 |
Между тем четверка получалась [у них] из
первой двойки и неопределенной двоицы - две двойки помимо
самой-по-себе-двойки; если не так, то сама-по-себе-двойка будет частью
[четверки], и сюда прибавится еще одна двойка. И точно так же двойка будет
состоять из са-мого-по-себе-единого и другого "одного"; если же так, то
другой элемент не может быть неопределенной двоицей, ибо он порождает одну
единицу, а не определенную двойку.
Далее, как могут существовать другие тройки и двойки помимо
самой-по-себе-тройки и самой-по-себе-двойки? И каким образом они слагаются
из предшествующих и последующих единиц? Все это [нелепо] и вымышленно , и
невозможно, чтобы была первая двойка, а затем сама-по-себе-тройка. Между тем
это необходимо, если единое и неопределенная двоица будут элементами. А если
это невозможно, то невозможно также, чтобы были эти начала.
Итак, эти и другие такие же выводы получаются необходимым образом, если
каждая единица отличается от каждой другой. Если же единицы отличаются друг
от друга в разных числах и лишь единицы в одном и том же числе не
различаются между собой, то и в этом случае трудностей возникает нисколько
не меньше. В самом деле, взять, например, самое-по-себе-десятку. В ней
содержится десять единиц, и десятка состоит и из них, и из двух пятерок. А
так как сама-по-себе-десятка не случайное число и состоит не из случайных
пятерок , так же как не из случайных единиц, то необходимо, чтобы единицы,
содержащиеся в этой десятке, различались между собой. Ведь если между ними
нет различия, то не будут различаться между собой и пятерки, из которых
состоит десятка; а так как они различаются между собой, то будут
различаться между собой и единицы. Если же они различаются, то могут ли быть
[в десятке] другие пятерки кроме этих двух или же не могут? Если не могут,
то это нелепо; если же могут, то какая именно десятка будет состоять из них?
Ведь в десятке нет другой десятки, кроме нее самой. Но вместе с тем [для
них] необходимо и то, чтобы четверка слагалась не из случайных двоек, ибо
неопределенная двоица, по их мнению, восприняв определенную двойку, создала
две двойки, так как она была удвоительницей того, что восприняла.
Далее, как это возможно, чтобы двойка [-эйдос] была чем-то самосущим
помимо своих двух единиц и тройка - помимо своих трех единиц? Ведь либо одно
будет причастно другому, подобно тому как "бледный человек" существует
помимо "бледного" и "человека" (он причастен и тому и другому), либо
[указанное различие будет иметься], поскольку одно есть некоторое видовое
отличие другого, как, например, "человек" помимо "живого существа" и
"двуногого".
Кроме того, одни вещи образуют единое через соприкосновение, другие -
через смешение, третьи - положением [в пространстве]; [между тем] ничего
такого не может быть у единиц, из которых состоят [принадлежащие к эйдосам]
двойка и тройка; но так же как два человека не есть что-то одно помимо
обоих, так с необходимостью и единицы.
|
|