Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 122



Таким образом, из этого рассуждения ясно, что по сущности
действительность первее возможности, а также, как мы сказали, по времени
одна действительность всегда предшествует другой вплоть до деятельности
постоянно и первично движущего.

Но она первее и в более важном смысле, ибо вечное по своей сущности
первее преходящего, и ничто вечное не существует в возможности.
Доказательство этому следующее: всякая возможность чего-то есть в одно и то
же время возможность его противоположности. Ибо то, что не способно
существовать, не будет присуще ничему, но все то, что к этому способно,
может не быть в действительности. Итак, то, что способно быть, может и быть
и не быть, а значит, одно и то же способно и быть и не быть. Но то, что
способно не быть, может не быть, а то, что может не быть, преходяще - или
вообще, или в том отношении, в каком о нем говорят, что оно может не быть,
т. е. в отношении своего места или количества, или качества; а "преходяще
вообще" означает "преходяще по своей сущности". Таким образом, ничто не
преходящее вообще никогда не существует в возможности, хотя ничто не мешает,
чтобы оно в каком-то отношении было в возможности, например в отношении
качества или места; следовательно, все вечное существует в действительности.
Также не существует в возможности ничто необходимо сущее (ведь и оно первое:
если бы его не было, не было бы ничего). Также не существует в возможности
вечное движение, если таковое есть; и если что-нибудь движущееся вечно, то
оно движущееся не в возможности, разве лишь в отношении того, откуда и куда
оно движется (ничто не мешает, чтобы для этого существовала материя).
Поэтому Солнце, светила и все небо в целом находятся в постоянной
деятельности, и нечего опасаться, что они когда-нибудь остановятся, как
этого боятся те, кто рассуждает о природе. Светила и не устают, совершая это
движение. Ибо возможность противоречащего им не касается их движения (в
отличие от движения преходящих вещей), так чтобы непрерывность их движения
была сопряжена с трудностью: ведь причиной такой трудности бывает сущность,
поскольку она материя и возможность, а не действительность.

И уподобляется непреходящему также то, что подвержено изменению,
например земля и огонь: ведь и они находятся в постоянной деятельности, ибо
движение они имеют сами по себе и в самих себе. Что же касается других
способностей, то, согласно установленному выше, они все способности к
противоположному одно другому. То, что способно двигать так, способно
двигать и иначе - это относится к способностям, сообразующимся с разумом; а
способности, не основывающиеся на разуме, приводят одинаково к
противоположному одно другому в зависимости от того, налицо ли или нет то
или другое. Поэтому если имеются такие самобытности (physeis) или сущности,
какими те, кто исследует определения, признают идеи, то было бы нечто
гораздо более знающее, нежели само-по-себе-знание, и гораздо более
движущееся, нежели [само-по-себе-] движение, ибо первые в большей мере
деятельности, а вторые - способности к таким деятельностям.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz