Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 198

Мнение тех, кто рассуждал о божественном,
совпадает, по-видимому, с мнением некоторых из нынешних [философов] ,
отрицающих подобное начало и утверждающих, что благо и прекрасное появляются
только с продвижением природы существующего. Так считают те, кто опасается
трудности, возникающей, когда, как это делают некоторые, объявляют началом
единое. Однако трудность эта возникает не потому, что они началу приписывают
благо как наличное в нем, а потому, что единое у них начало, а именно начало
в смысле элемента, и что число они выводят из единого. Древние поэты
рассуждают подобно им вот в каком отношении: они говорят, что царствуют и
управляют не первые боги, например Ночь и Небо, или Хаос, или Океан, а
власть принадлежит Зевсу. Говорить такое им приходится потому, что, по их
мнению, правители существующего меняются, хотя по крайней мере те из поэтов,
чьи сочинения разнородны, т. е. кто не обо всем говорит в форме мифа;
например, Ферекид и некоторые другие считают первое породившее наилучшим, и
точно так же маги и некоторые из позднейших мудрецов, например Эмпедокл и
Анаксагор, из коих первый признал элементом дружбу, второй объявил началом
ум. А из тех, кто говорит, что имеются неподвижные сущности, некоторые
утверждают, что само-по-себе-единое есть само-по-себе-благо; однако они
полагали, что сущность его - это скорее всего единое .

Итак, трудность заключается в вопросе, какой из этих двух взглядов
правилен. И было бы странно, если первому, вечному и наисамодовлеющему
именно само это первое - самодовление и вечное сохранение - было бы присуще
не как благо. Между тем оно непреходяще и самодовлеюще не по какой-либо иной
причине, кроме той, что оно находится в благом состоянии. Стало быть,
говорить, что начало именно таково,-это, по всей вероятности, истинно, но,
чтобы оно было тем же, что единое, и если не им, то по крайней мере
элементом, а именно элементом чисел, - это невозможно. В самом деле, здесь
получается большая трудность, во избежание которой иные отвергли этот
взгляд, а именно те, кто признает единое первым началом и элементом, но
[только] для математического числа.

Ведь все единицы становятся в таком случае чем-то благим по существу, и
получается огромное множество благ. Кроме того, если эйдосы - числа, то все
эйдосы - нечто благое по существу. Но пусть признаются идеи чего бы то ни
было: если они принимаются только для того, что есть благое, то идеи не
могут быть сущностями; если они принимаются и для сущностей, то благами
будут все животные и растения и [вообще] все причастное [идеям].

Таким образом, получаются и эти вот нелепости, и то, что элемент,
противоположный [единому], будет ли это множество или неравное, т. е.
большое и малое, есть само-по-себе-зло (поэтому один из них избегал
приписывать единому благо: ведь раз возникновение - из противоположностей,
то было бы необходимо, чтобы зло составляло природу множества; другие же
утверждают, что неравное составляет природу зла).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz