Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 144






ГЛАВА ПЯТАЯ



У существующего имеется начало, в отношении которого нельзя ошибиться,
- оно всегда необходимо принуждает к обратному, т. е. заставляет говорить
правильно, а именно что не может одно и то же в одно и то же время быть и не
быть, и точно так же в отношении всего остального, что противолежит самому
себе указанным сейчас образом. Для такого рода начал нет прямого
доказательства, но против определенных лиц [1] оно возможно. В самом деле,
нельзя построить умозаключение относительно этого начала на основе более
достоверного начала, нежели оно; а между тем это было бы необходимо, если бы
речь шла о том, чтобы дать прямое доказательство его. Но против того, кто
высказывает противолежащее одно другому, надо, показывая, почему это ложное,
принять нечто такое, что хотя оно и тождественно с [положением о том, что]
не может одно и то же быть и не быть в одно и то же время, но вместе с тем
не казалось бы тождественным, ибо только так можно вести доказательство
против того, кто говорит, что допустимы противолежащие друг другу
утверждения об одном и том же. Несомненно, что те кто намерен участвовать в
беседе, должны сколько-нибудь понимать друг друга. Если это не достигается,
то как можно беседовать друг с другом? Поэтому каждое слово должно быть
понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно
имеет несколько значений, то надо разъяснять, в каком из них оно
употребляется. Следовательно, если кто говорит, что вот это есть и не есть,
он отрицает то, что утверждает, тем самым он утверждает, что слово
обозначает не то, что оно обозначает, а это несуразно. Если поэтому "быть
вот этим" что-то означает, то противоречащее этому не может быть верным в
отношении одного и того же.

Далее, если слово обозначает что-то и это значение указано правильно,
то это должно быть так необходимым образом; а необходимо сущее не может
иногда не быть; следовательно, противолежащие друг другу высказывания об
одном и том же не могут быть правильными. Далее, если утверждение отнюдь не
более истинно, нежели отрицание, то называть нечто человеком будет отнюдь не
более истинно, чем называть его не-человеком. Однако представляется, что, и
называя человека не-лошадью, говорят больше правды или [во всяком случае] не
меньше, нежели называя его не-человеком; поэтому было бы также правильно
называть этого же человека лошадью (ведь было принято, что противолежащие
друг другу высказывания [об одном и том же] одинаково верны). Таким образом,
получается, что тот же самый человек есть также лошадь и любое другое
животное.

Итак, нет ни одного прямого доказательства этих [положений], однако
есть доказательство против того, кто принимает противное им. И, ставя
вопросы подобным образом, заставили бы, возможно, и самого Гераклита скоро
признать, что противолежащие друг другу высказывания об одном и том же
никогда не могут быть верными; однако сам Гераклит, не вникнув в свои
собственные слова, придерживался этого мнения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz