Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 188


А если так обстоит дело с единицей, то и само-по-себе-единое более сходно с
единицей, нежели с двойкой. Поэтому каждая из двух единиц [в двойке], надо
полагать, первее двойки. Между тем они это отрицают, во всяком случае
сначала, по их мнению, появляется двойка. Кроме того, если
сама-по-себе-двойка есть нечто единое и сама-по-себе-тройка - тоже, то обе
вместе они составляют двойку. Так откуда же эта двойка?




ГЛАВА ДЕВЯТАЯ



Может возникнуть такой вопрос: так как в числах нет соприкасания, а
есть последовательный ряд единиц, между которыми нет ничего (например, между
единицами в двойке или тройке), то следуют ли единицы непосредственно за
самим-по-себе-единым или нет, и первее ли в последовательном ряду двойка,
чем любая из ее единиц?

Таково же затруднение и относительно тех родов [величин], которые суть
нечто последующее по сравнению с числом,- относительно линии, плоскости и
тела. [Прежде всего] одни образуют их из видов большого и малого, например:
из длинного и короткого - линии, из широкого и узкого - плоскости, из
высокого и низкого - имеющее объем; все это виды большого и малого. Однако
начало [этих величин] в смысле единого сторонники этого учения устанавливают
по-разному. И у них оказывается бесконечно много несообразного, вымышленного
и противоречащего всякому здравому смыслу. В самом деле, у них получается,
что [указанные величины] разобщены между собой, если не связаны друг с
другом и их начала так, чтобы широкое и узкое было также длинным и коротким
(но если такая связь есть, то плоскость будет линией и тело - плоскостью;
кроме того, как будут объяснены углы, фигуры и тому подобное?). И здесь
получается то же, что и с числами, а именно: длинное и короткое [и тому
подобное] суть свойства величины, но величина не состоит из них, так же как
линия не состоит из прямого и кривого или тело - из гладкого и шероховатого.
И во всех этих случаях имеется такое же затруднение, какое встречается в
отношении видов рода, когда общее признается [отдельно существующим], а
именно будет ли само-по-себе-животное находиться в отдельном животном или же
это последнее отлично от него. Ведь если общее не признается отдельно
существующим, то не создается никакого затруднения; если же, как они
говорят, единое и число существуют отдельно, то это затруднение устранить не
легко, если надлежит называть нелегким то, что невозможно. Ведь когда в
двойке и вообще в числе мыслится единое , то мыслится ли при этом нечто
само-по-себе-сущее или же другое ? Так вот, одни считают величины
происходящими из материи такого рода, а другие - из точки (точка при этом
признается ими не единым, а как бы единым) и из другой материи, которая
сходна с множеством, но не есть множество; относительно этого в такой же
мере возникают те же затруднения, а именно: если материя одна, то линия,
плоскость и тело - одно и то же (ведь из одного и того же будет получаться
одно и то же); а если материй больше и имеется одна для линии, другая для
плоскости и третья для тела, то они или сообразуются друг с другом, или нет,
так что те же последствия получаются и в этом случае: либо плоскость не
будет содержать линию, либо она сама будет линией.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202
 
Сайт создан в системе uCoz