|
Философы Древней Греции - Аристотель - Метафизика - Страница 188 |
А если так обстоит дело с единицей, то и само-по-себе-единое более сходно с
единицей, нежели с двойкой. Поэтому каждая из двух единиц [в двойке], надо
полагать, первее двойки. Между тем они это отрицают, во всяком случае
сначала, по их мнению, появляется двойка. Кроме того, если
сама-по-себе-двойка есть нечто единое и сама-по-себе-тройка - тоже, то обе
вместе они составляют двойку. Так откуда же эта двойка?
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Может возникнуть такой вопрос: так как в числах нет соприкасания, а
есть последовательный ряд единиц, между которыми нет ничего (например, между
единицами в двойке или тройке), то следуют ли единицы непосредственно за
самим-по-себе-единым или нет, и первее ли в последовательном ряду двойка,
чем любая из ее единиц?
Таково же затруднение и относительно тех родов [величин], которые суть
нечто последующее по сравнению с числом,- относительно линии, плоскости и
тела. [Прежде всего] одни образуют их из видов большого и малого, например:
из длинного и короткого - линии, из широкого и узкого - плоскости, из
высокого и низкого - имеющее объем; все это виды большого и малого. Однако
начало [этих величин] в смысле единого сторонники этого учения устанавливают
по-разному. И у них оказывается бесконечно много несообразного, вымышленного
и противоречащего всякому здравому смыслу. В самом деле, у них получается,
что [указанные величины] разобщены между собой, если не связаны друг с
другом и их начала так, чтобы широкое и узкое было также длинным и коротким
(но если такая связь есть, то плоскость будет линией и тело - плоскостью;
кроме того, как будут объяснены углы, фигуры и тому подобное?). И здесь
получается то же, что и с числами, а именно: длинное и короткое [и тому
подобное] суть свойства величины, но величина не состоит из них, так же как
линия не состоит из прямого и кривого или тело - из гладкого и шероховатого.
И во всех этих случаях имеется такое же затруднение, какое встречается в
отношении видов рода, когда общее признается [отдельно существующим], а
именно будет ли само-по-себе-животное находиться в отдельном животном или же
это последнее отлично от него. Ведь если общее не признается отдельно
существующим, то не создается никакого затруднения; если же, как они
говорят, единое и число существуют отдельно, то это затруднение устранить не
легко, если надлежит называть нелегким то, что невозможно. Ведь когда в
двойке и вообще в числе мыслится единое , то мыслится ли при этом нечто
само-по-себе-сущее или же другое ? Так вот, одни считают величины
происходящими из материи такого рода, а другие - из точки (точка при этом
признается ими не единым, а как бы единым) и из другой материи, которая
сходна с множеством, но не есть множество; относительно этого в такой же
мере возникают те же затруднения, а именно: если материя одна, то линия,
плоскость и тело - одно и то же (ведь из одного и того же будет получаться
одно и то же); а если материй больше и имеется одна для линии, другая для
плоскости и третья для тела, то они или сообразуются друг с другом, или нет,
так что те же последствия получаются и в этом случае: либо плоскость не
будет содержать линию, либо она сама будет линией.
|
|