Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 99


Признаки и указанные нами энтимемы, основанные на признаках, даже если
они действительно существуют, уничтожаются, как было сказано в начале. А что
никакой признак не представляет почвы для силлогизма, это для нас ясно из
"Аналитики".
Для уничтожении [энтимем], основанных на примере, употребляется то же,
что для энтимем, основанных на правдоподобии: раз у нас есть налицо
что-нибудь несогласное [с примером], [энтимема] уже уничтожена в том смысле,
что [этот пример] не имеет характера необходимости, если даже большей частью
или часто [дело бывает] иначе. Если же большая часть вещей и в большем числе
случаев [происходит] так [то есть как говорит противник], то нужно спорить,
[доказывая], что данный случай не походит [на те случаи] или что он
[произошел] не при одинаковых [с ними] условиях, или что вообще он
чем-нибудь отличается от них.
Что касается доказательств и энтимем, основанных на доказательстве, то
их нельзя уничтожать на том основании, что они не представляют почвы для
силлогизма; и это для нас очевидно из "Аналитики". Остается доказывать, что
утверждаемое не существует на самом деле. Раз очевидно, что [такая вещь]
существует на самом деле, и что она есть доказательство, [энтимема] не может
быть уничтожена, ибо доказательство во всех отношениях становится ясным.

ГЛАВА XXVI

Преувеличение и умаление. Преувеличение и умаление не представляют
собой элементов энтимемы; я разумею одно и то же под элементом и топом;
элемент и топ есть то, что включает в себе много энтимем. Преувеличение и
умаление сами представляют собой энтимемы для доказательства, что что-нибудь
велико или мало, точно так же, как [для доказательства], что что-нибудь
хорошо или дурно, справедливо или несправедливо или что-нибудь подобное. Все
это представляет собой предметы, которых [касаются] силлогизмы и энтимемы,
так что если каждый из этих предметов не представляет собой топа энтимемы,
то и преувеличение и умаление [также не имеют этого свойства]. И энтимемы,
которые можно уничтожить, не представляют собой какого-нибудь особого вида
энтимемы, ибо очевидно, что уничтожает энтимему человек, доказавший
что-нибудь, или сделавший какое-нибудь возражение, а [его противники],
наоборот, доказывают противное как, например, если [первый] доказал, что
что-нибудь было, второй [старается доказать], что этого не было, или если
[первый доказал], что чего-нибудь не было, второй [доказывает], что
что-нибудь было. Таким образом в этом, пожалуй нет различия, ибо и тот, и
другой пользуются одними и теми же [средствами], [именно], они приводят
энтимемы в доказательство того, что что-нибудь не есть или есть, возражение
же не есть энтимема, но, как [мы объяснили] в "Топике", оно представляет
собой произнесение какого-нибудь мнения, из которого будет очевидно, что
[противник] не вывел заключения [согласно с правилами силлогизма], или что
он признал какое-нибудь ложное положение [за истинное].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz