Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 3


Вследствие этого во многих государствах, как мы и раньше говорили,
закон запрещает говорить не относящееся к делу, но там сами судьи в
достаточной мере заботятся об этом.
Так как очевидно, что правильный метод касается способов убеждения, а
способ убеждения есть некоторого рода доказательство, (ибо мы тогда всего
более в чем-нибудь убеждаемся, когда нам представляется, что что-либо
доказано), риторическое же доказательство есть энтимема, и это, вообще
говоря, есть самый важный из способов убеждения, и так как очевидно, что
энтимема есть некоторого рода силлогизм и что рассмотрение всякого рода
силлогизмов относится к области диалектики - или в полном ее объеме, или
какой-нибудь ее части, - то ясно, что тот, кто обладает наибольшей
способностью понимать, из чего и как составляется силлогизм, тот может быть
и наиболее способным к энтимемам, если он к знанию силлогизмов присоединит
знание того, чего касаются энтимемы, и того, чем они отличаются от чисто
логических силлогизмов, потому что с помощью одной и той же способности мы
познаем истину и подобие истины. Вместе с тем люди от природы в достаточной
мере способны к нахождению истины и по большей части находят ее; вследствие
этого находчивым в деле отыскания правдоподобного должен быть тот, кто также
находчив в деле отыскания самой истины.
Итак, очевидно, что другие авторы говорят в своих системах о том, что
не относится к делу; ясно также и то, почему они обращают больше внимания на
судебные речи.
Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе
сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не должным
образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими
противоположностями, что достойно порицания. Кроме того, если мы имеем даже
самые точные знания, все-таки не легко убеждать некоторых людей на основании
этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело
образования, а здесь [перед толпой] она - невозможная вещь. Здесь мы
непременно должны вести доказательства и рассуждения общедоступным путем,
как мы говорили это и в "Топике" относительно обращения к толпе. Кроме того,
необходимо уметь доказывать противоположное, так же, как и в силлогизмах, не
для того, чтобы действительно доказывать и то, и другое, потому что не
должно доказывать что-нибудь дурное, но для того, чтобы знать, как это
делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется
доказательствами несоответствующими истине.
Из остальных искусств ни одно не занимается выводами из противоположных
посылок; только диалектика и риторика делают это, так как обе они в
одинаковой степени имеют дело с противоположностями. Эти противоположности
по своей природе не одинаковы, но всегда истина и то, что лучше, по природе
вещей более поддается умозаключениям и, так сказать, обладает большей силой
убедительности.
Сверх того, если позорно не быть в состоянии помочь себе своим телом,
то не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как
пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование
телом.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz