Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 115

И Лептин по поводу лакедемонян
[говорил], что он не допустит, чтобы Эллада стала крива на один глаз. И
когда Харит торопился сдать отчет по Олинфской войне, Кифисодот сердился,
говоря, что он старается
сдать отчет в то время, когда народ "кипит в котле". Так и некогда
[оратор], приглашая афинян, запасшись провиантом, идти в Еввию, говорил, что
постановление Мильтиада должно "выступить в поход". И Ификрат выражал
неудовольствие по поводу договора, заключенного афинянами с Эпидавром и всей
прибрежной страной, говоря, что они сами отняли у себя провиант на время
войны. И Пифолай называл паралу "палицею народа" и Сист - "решетом Пирея". И
Перикл требовал уничтожения Эгины, "этого гноя на глазах Пирея". И Мирокл,
назвав одно из уважаемых лиц, сказал, что сам он нисколько не хуже этого
лица, потому что оно поступает худо в размере процентов, равняющихся трети
[ста], а он в размере процентов равных десятой части. [Такой же смысл имеет]
и ямб Анаксандрида о дочерях, которые опаздывали с замужеством:
Девушки у меня просрочили время вступления в брак.
И слова Полиевкта о некоем Спевсиппе, пораженном апоплексией, что он
[ни одной минуты] не может провести спокойно, хотя судьба связала его
болезнью с пятью отверстиями. И Кифисодот называл трииры "пестрыми
мельницами", а Диоген - харчевни "аттическими фидитиями" (спартанские общие
трапезы); и Эсион [говорил], что они "вылили государство в Сицилию". Это
выражение метафорическое и наглядное. И [выражение] "так что [вся] Греция
испустила крик" есть некоторым образом метафора и наглядно. И как Кифисодот
советовал [афинянам] остерегаться, как бы не делать много скопищ, народных
собраний. И Исократ [говорил то же] о сбегавшихся на торжественные
празднества. И как [сказано] в эпитафии: "достойно было бы, чтобы над
могилой [воинов], павших при Саламине Греция остригла себе волосы, как
похоронившая свою свободу вмести с их доблестью". Если бы он сказал, что
[грекам] стоит пролить слезы, так как их доблесть погребена - [это было бы]
метафора и [наглядно], но [приведенные слова] заключают в себе некоторое
противоположение свободы доблести, и как Ификрат сказал: "Путь моих речей
пролегает посреди Харитовых деяний". Здесь [употреблена] метафора по
аналогии, и выражение "посреди" делает [фразу] наглядной. И выражение
"призывать опасности на помощь против опасностей" есть метафора, делающая
фразу наглядной. И Ликолеонт, защищая Хаврия, [сказал]: "Как, вы не уступите
мольбам медной статуи, воздвигнутой в честь его?" Это была метафора для
данной минуты, но не навсегда; хотя она наглядна: "Когда он (Хаврий)
находится в опасности, за него просит его статуя", неодушевленное [как бы
становится] одушевленным, этот памятник деяний государства. Таково и
[выражение]: "они всеми силами стараются о том, чтобы быть малодушными",
потому что стараться значит увеличивать что-нибудь.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz