|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 115 |
И Лептин по поводу лакедемонян
[говорил], что он не допустит, чтобы Эллада стала крива на один глаз. И
когда Харит торопился сдать отчет по Олинфской войне, Кифисодот сердился,
говоря, что он старается
сдать отчет в то время, когда народ "кипит в котле". Так и некогда
[оратор], приглашая афинян, запасшись провиантом, идти в Еввию, говорил, что
постановление Мильтиада должно "выступить в поход". И Ификрат выражал
неудовольствие по поводу договора, заключенного афинянами с Эпидавром и всей
прибрежной страной, говоря, что они сами отняли у себя провиант на время
войны. И Пифолай называл паралу "палицею народа" и Сист - "решетом Пирея". И
Перикл требовал уничтожения Эгины, "этого гноя на глазах Пирея". И Мирокл,
назвав одно из уважаемых лиц, сказал, что сам он нисколько не хуже этого
лица, потому что оно поступает худо в размере процентов, равняющихся трети
[ста], а он в размере процентов равных десятой части. [Такой же смысл имеет]
и ямб Анаксандрида о дочерях, которые опаздывали с замужеством:
Девушки у меня просрочили время вступления в брак.
И слова Полиевкта о некоем Спевсиппе, пораженном апоплексией, что он
[ни одной минуты] не может провести спокойно, хотя судьба связала его
болезнью с пятью отверстиями. И Кифисодот называл трииры "пестрыми
мельницами", а Диоген - харчевни "аттическими фидитиями" (спартанские общие
трапезы); и Эсион [говорил], что они "вылили государство в Сицилию". Это
выражение метафорическое и наглядное. И [выражение] "так что [вся] Греция
испустила крик" есть некоторым образом метафора и наглядно. И как Кифисодот
советовал [афинянам] остерегаться, как бы не делать много скопищ, народных
собраний. И Исократ [говорил то же] о сбегавшихся на торжественные
празднества. И как [сказано] в эпитафии: "достойно было бы, чтобы над
могилой [воинов], павших при Саламине Греция остригла себе волосы, как
похоронившая свою свободу вмести с их доблестью". Если бы он сказал, что
[грекам] стоит пролить слезы, так как их доблесть погребена - [это было бы]
метафора и [наглядно], но [приведенные слова] заключают в себе некоторое
противоположение свободы доблести, и как Ификрат сказал: "Путь моих речей
пролегает посреди Харитовых деяний". Здесь [употреблена] метафора по
аналогии, и выражение "посреди" делает [фразу] наглядной. И выражение
"призывать опасности на помощь против опасностей" есть метафора, делающая
фразу наглядной. И Ликолеонт, защищая Хаврия, [сказал]: "Как, вы не уступите
мольбам медной статуи, воздвигнутой в честь его?" Это была метафора для
данной минуты, но не навсегда; хотя она наглядна: "Когда он (Хаврий)
находится в опасности, за него просит его статуя", неодушевленное [как бы
становится] одушевленным, этот памятник деяний государства. Таково и
[выражение]: "они всеми силами стараются о том, чтобы быть малодушными",
потому что стараться значит увеличивать что-нибудь.
|
|